14.02.2020     Комментарии к записи Какой штраф за тахограф отключены
 

Какой штраф за тахограф


Каким должен быть тахограф

Тахограф представляет собой устройство, технически предназначенное для считывания и фиксации информации о скорости и маршруте передвижения транспорта, а также о режиме сна и отдыха водителя. Возможность фиксации указанных данных является ключевым требованием, предъявляемым к тахографу.

Согласно действующему законодательству, требования к установке такого устройства в автомобилях водителей, занимающихся частным извозом, не предъявляются.

Новые суммы штрафов за тахограф с 1 ноября 2019 года: ужесточение наказания и правила установки
Так выглядит самая простая модель тахографа

Для начала уточним, что на территории Российской Федерации законодательно допускается использование двух видов тахографов:

  • с блоком СКЗИ (перевозки осуществляются исключительно на территории РФ);
  • ЕСТР (перевозки осуществляются на территории РФ и за её пределами).

Оба вида тахографа должны соответствовать требованиям соответствующего Регламента Таможенного союза, а также иным нормативным актам внутреннего характера. При этом устанавливающееся фиксирующее устройство должно быть в перечне Росавтотранса.

К тахографам предъявляются особые требования по их установке и дальнейшему техническому обслуживанию. Министерством транспорта РФ определено:

  • оснащение автомобиля таким устройством осуществляется за счет его владельца;
  • все технические работы должны производиться в сертифицированной мастерской;
  • при его установке необходимо активировать блок записи информации;
  • по завершении манипуляций тахограф должен быть опломбирован.
Новые суммы штрафов за тахограф с 1 ноября 2019 года: ужесточение наказания и правила установки
Так выглядит опломбированный тахограф

На какие транспортные средства ставится

На основании приложения №2 Приказа Минтранса РФ № 36 от 13.02.2013г. тахографическими устройствами должны оснащаться нижеследующие виды транспорта:

  • автотранспорт массой менее 5 000 кг, который используется для пассажирских перевозок, имеющий более 8 сидячих мест, исключая водительское место – класс M2;
  • автотранспорт массой более 5 000 кг, который используется для перевозки людей, имеющий более 8 мест для посадки пассажиров, исключая водительское место – класс M3;
  • автотранспорт, масса которого находиться в пределах от 3 500 до 12 000 кг, предназначенный для транспортировки грузов – класс N2;
  • автотранспорт массой более 12 тонн, который предназначен для транспортировки различных грузов – класс N3.

Устройства контроля режима работы транспортного средства и водителя не нужно устанавливать на нижеследующие виды транспорта:

  • автомашины с конкретными хозяйственными функциями – сельскохозяйственная техника, бетономешалки, автокраны, эвакуаторная техника, автогудронаторы, дома на колесах, автомобили-телестудии и прочие;
  • учебный автотранспорт, который не используется для пассажироперевозок;
  • автомобили оперативно-розыскного назначения, находящиеся в ведении ФСБ, МВД;
  • автомашины МЧС и сокрой медицинской помощи;
  • военный автотранспорт;
  • транспорт, который проходит дорожные испытания;
  • автотехника коммунального назначения;
  • прочий автотранспорт.

Обратите внимание, что все правила по эксплуатации и оснащению, описание, нормы использования и функционал, а также иная не менее важная информация о тахографах освещена в приказе Минтранса РФ №36 от 13.02.2013 г.

Важно! Стоит отметить, что на основании пункта №3 общего положения Приказа Минтранса РФ № 273 от 21.08.2013г. с 1 января 2020 года для предупреждения фальсификационных действий с тахографическими аппаратами и в целях соответствия международным стандартам и соглашениям запрещено использование аналоговых устройств, которые должны быть заменены на цифровые приспособления с модулем СКЗИ.

Проблемы общего характера

— Тахографы стали обязательными для перевозок внутри России в 2010 году. Мы внедряем их почти 10 лет. Помогает ли это контролировать режим труда и отдыха? Скорее нет, чем да! По части 2 ст. 11.23 КоАП (нарушение режима труда и отдыха) выписывается не более 5% от общего числа протоколов. Все остальные протоколы выписываются по части 1 (неоснащение ТС тахографами или оснащение ТС тахографами, не отвечающими «установленным требованиям» – эта формулировка сама по себе является спорной).

Алла Петрова приводит пример европейских стран, в которых тахографы не только повышают безопасность на дорогах, но и регулируют рынок труда, содействуют социальной защите водителей.

Какой штраф за тахограф

— Если в России водители будут соблюдать режим труда и отдыха, то их количество придётся увеличить как минимум на 50%. Но если водитель будет работать меньше, то и получать он будет меньше, – объясняет эксперт. – Есть и другая проблема, препятствующая соблюдению режима. Это отсутствие необходимой инфраструктуры.

Алла Петрова также указывает, что большинство положений законопроекта направлено на внесение изменений в статьи КоАП (5.27, 12.31, 14.1), устанавливающие самостоятельные механизмы ответственности за нарушение режимов труда и отдыха, требований по допуску ТС к эксплуатации, лицензионных условий. Такой подход приведет к правовой неопределенности и выведет водителей из сферы социальной защищенности со стороны Трудового кодекса. Законопроект не предлагает никаких новых механизмов, а просто некорректно перераспределяет существующие.

Кроме того, существующие статьи уже КоАП устанавливают серьезные штрафы, например, за нарушение трудового законодательства (ст. 5.27). Законопроект не учитывает наличие ст. 19.19 (о нарушениях метрологического законодательства), имеющей прямое отношение к тахографам и также устанавливающей большие штрафы.

— Мы много лет проводим административную реформу, боремся с дублированием надзорных функций, – сетует Алла Петрова. — Зачем же принимать законопроекты, которые ничего, кроме дублирования штрафов, не предполагают?

По мнению наших собеседников, соблюдению режима труда и отдыха в России препятствует несколько фундаментальных проблем.  

Новые суммы штрафов за тахограф с 1 ноября 2019 года: ужесточение наказания и правила установки

— У нас слишком дешевый фрахт, – уверен Владимир Котов. – Ситуация на рынке вынуждает владельцев грузовиков и предпринимателей нарушать режим труда и отдыха, и это проблема общеэкономического характера. Теоретически, тотальный контроль может её решить. 

Тогда возникнет дефицит транспорта, и ставки могут подняться. Но соблюдать режим и работать за копеечные зарплаты перевозчики не будут, – рассуждает президент СРТС. 

Алла Петрова уверена, что система тахографического контроля требует серьезной доработки – как в техническом, так и в юридическом плане. 

Причина – в юридической безграмотности. Изначально ст. 11.23 КоАП относилась к международным перевозкам, и это было оправдано, ведь оштрафовать зарубежного работодателя надзорные органы не могли. Но зачем было распространять её на перевозки внутри страны? Другой пример: в федеральном законе «О безопасности дорожного движения» прописано, что оснащать ТС тахографом должен его владелец, предприниматель. Почему в таком случае штрафы выписывают водителям?

О несовершенстве действующего законодательства говорит и Сергей Скнарин. 

— В России сегодня фактически сосуществует несколько разных типов тахографов с разной степенью легальности. Ситуация настолько запутанная, что не только водители, но и сотрудники надзорных органов зачастую не могут в ней разобраться! Это, кстати, довольно важный момент: необходимо обучать сотрудников ГИБДД всем юридическим нюансам, так как многие из них в данных вопросах некомпетентны, – отмечает эксперт.

Что же касается самого законопроекта, то наши собеседники сходятся во мнении: он может достигнуть определенных целей и заставить большую часть перевозчиков приобрести современные тахографы. Но их наличие вряд ли заставит водителей соблюдать режим труда и отдыха – для этого правительству необходимо решить другие, гораздо более глобальные проблемы.

Водитель всегда должен помнить – он обязан следить за технической исправностью тахографа. В случае встречи с контролером, вряд ли пройдет вариант: «я не заметил» либо «не успел починить».

Тем не менее, в случае выхода из строя фиксирующего устройства, водителю необходимо перейти на ручную фиксацию режима отдыха и труда.

Ошибочным является мнение, что с неисправным тахографом запрещено управление транспортным средством. Передвижение при такой неисправности допустимо, но до ближайшей мастерской либо места регистрации ТС.

Передвижение в указанных направлениях при неисправном тахографе допускается в срок до 7 дней. В таком случае лицо, управляющее ТС, не подлежит административной ответственности, а значит не может быть речи о штрафе.

Новые суммы штрафов за тахограф с 1 ноября 2019 года: ужесточение наказания и правила установки
Поломанный тахограф нужно починить за неделю во избежание уплаты штрафа

В случае если водителя остановят уже на 8 сутки, а фиксирующее устройство не будет технически исправным – штрафа не избежать.

Законопослушный воитель при себе должен иметь следующие документы для использования тахографа:

  • сертификат прохождения его проверки, в котором имеются необходимые отметки о состоянии прибора;
  • свидетельство о метрологической поверке;
  • инструкцию по использованию девайса.

Данные документы должны быть у шофера в комплексе. За отсутствие хотя бы одной из указанных бумаг с 01 ноября 2019 г. в КоАП РФ будет предусмотрен штраф.

Срок эксплуатации прибора

На основании пункта 10.3 приложения №3 к приказу Минтранса РФ №36 от 13.02.2013г. запрещается эксплуатировать приборы с истекшим сроком эксплуатации либо приборы, модуль СКЗИ которых отработал предназначенный производителем срок.

Замену блока СКЗИ нужно проводить раз в 3 года. Новый модуль перед установкой в прибор проходит процедуру калибровки, после чего активируется.

Модуль системы тахографического устройства также подлежит замене, если организация изменила свои регистрационные данные:

  • название или форму собственности;
  • ОГРН;
  • юридические адреса;
  • ИНН;
  • кода региона.

Также СКЗИ необходимо менять при корректировке нижеследующей информации о транспортном средстве:

  • модели;
  • VIN-индификатора;
  • марки;
  • года выпуска;
  • цвета;
  • серийного номера;
  • изменения прочих сведений в паспорте транспортного средства.

Обуславливается замена при вышеперечисленных информационных изменениях тем, что они используются при активации модуля и должны быть аннулированы.

Во сколько обойдется установка

Вопрос цены установки тахографа является весьма условным, поскольку состоит из рада факторов:

  1. Все зависит от цены самого устройства. В среднем, стоимость нового экземпляра составляет примерно 25 000 рублей.
  2. Ценник зависит от компании, которая производит монтаж и настройку тахографа. Средняя сумма установки колеблется в районе 7 000 рублей.
Новые суммы штрафов за тахограф с 1 ноября 2019 года: ужесточение наказания и правила установки
В среднем установка тахографа обойдётся в 7 000 рублей

Вот и получается, что покупка и установка измерительного устройства с учетом произведения всех настроек обойдется лицу примерно в 32 000 рублей, хотя это далеко не предел.

Виды нарушений и ответственность

По закону передвижение конкретных автомашин без тахографа запрещено. Стоит учесть, что ответственность за нарушение законодательства накладывается не только на автоводителя, но и на ИП или юридические лица, которые владеют автотранспортом, а также на должностные лица этих организаций.

Жесткое регулирование в данной области связано с тем, что по статистике большая часть ДТП совершаются водителями, которые проводят за рулем сверх положенной нормы. Предпринятые меры по оснащению авто тахографами уже положительно повлияли на динамику ДТП.

Именно работодатель обязан:

  • контролировать соблюдение регламента по грузовым и пассажирским перевозкам;
  • осуществлять строгую проверку автотранспорта и технических средств на нем;
  • проверять режим работы водителя.

Стоить помнить, как и водитель не должен осуществлять движение без этого устройство, так и должностное лицо не должно допускать выпуск на линию без тахографа на грузовике или на прочем транспорте водителя.

Важно! Водитель несет ответственность за нарушения режима труда и – запрещено эксплуатировать автомашину более предусмотренного Приказом Минтранса РФ №15 от 20.08.2004г. времени. Данная информация фиксируется тахографическим прибором и может быть проверена сотрудником ГИБДД.

На сегодня любой автотранспорт, даже без СКЗИ, может получить КАСКО, так как пока его наличие не является обязательным для получения автостраховки. Однако законодатели бурно обсуждают введение такой обязательной нормы.

Требования к устройству

Тахограф, установленный на автотранспортном средстве, должен соответствовать требованиям:

  1. В устройстве должен присутствовать измеритель движения.
  2. Чиповая карточка, на которую записывается вся информация о движении и режиме работы водителя, всегда должна быть вставлена в устротво при эксплуатации машины.
  3. Прибор должен включать в себя модули навигации GPS и ГЛОНАСС.
  4. Пломба прибора не должна быть подвержена деформации.
  5. Тахограф не должен иметь как видимых, так и внутренних повреждений, не издавать странные сигналы. Все прямые и дополнительные его функции должны работать безотказно.
  6. Соединительные элементы корпуса (шурупы, болты) устройства не должны быть скручены, иметь царапины, так как их наличие будет свидетельствовать о проведении незаконных манипуляций с ним.

Несоблюдение данных требований влечет за собой наложение штрафных санкций как на физическое, так и на юридическое лицо.

Также караются законом следующие нарушения:

  • отсутствие карты водителя;
  • чужая карта водителя;
  • неоткалиброванный или нетарированный прибор;
  • просроченная калибровка устройства;
  • ошибки в шайбах;
  • работы по вводу в эксплуатацию тахографического оборудования производились в компании без аккредитации, что легко проверяется на вебсайте ФБУ Росавтотранса;
  • отсутствие бумаги и прочие.

Штраф за отсутствие тахографа

За нарушения в области оснащения тахографическими устройствами авто и режима работы водителя статьей 11.23 КоАП России предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.

Таблица штрафов.

 Вид нарушения ПДД  Размер штрафных санкций
 Физическое лицо  Должностное лицо Юридическое лицо
 Отсутствие тахографа или карты водителя   1 000 – 3 000 р.  5 000 – 10 000 р.  15 000 – 30 000 р.
 Несоблюдение режима труда и отдыха водителем (переработка)  1 000 – 3 000р.  Не налагается  Не налагается
  Намеренное отключение прибора, внесение самостоятельных модификаций в него  1 000 – 3 000р.  5 000 – 10 000 р.  15 000 – 30 000 р.
 Неработающий тахограф  1 000 – 3 000р.  5 000 – 10 000 р.  15 000 – 30 000 р.
 Просрочена или не вставлена карта водителя в первый слот карта  1 000 – 3 000р.  5 000 – 10 000 р.  15 000 – 30 000 р.
 Отсутствие модуля СКЗИ – использование приборов старого образца с шайбой после 01.01.2018 1 000 – 3 000р.  5 000 – 10 000 р.   15 000 – 30 000 р.

Важно! На штрафы за нарушения, связанные с отсутствием или порчей тахографа, не распространяется скидка в 50 процентов при оплате в 20-тидневный срок.

Размер штрафа определяется на месте сотрудником ГИБДД и зависит от ряда условий, например, при повторном нарушении грозит максимальная сумма.

Какой тахограф – «правильный»?

— Многие грузовики и автобусы оборудованы устаревшими аналоговыми тахографами, – рассказал нам президент некоммерческого партнерства «Содействие развитию тахографических систем» (СРТС) Владимир Котов. – В соответствии с 36 приказом их нужно менять. Но перевозчики не спешат выполнять требования Минтранса, ведь для этого придётся вносить изменения в конструкцию ТС.

Владимир Котов уверен: даже после вступления поправок в силу некоторые перевозчики продолжат использовать старые аналоговые тахографы. На их стороне – судебная практика; предпринимателям неоднократно удавалось доказать в суде своё право использовать устройства, установленные заводом-производителем. Однако контроль за перевозчиками, по мнению эксперта, действительно могут ужесточить.

— Штрафы будут выписывать в первую очередь контролёрам, должностным лицам. Перевозчиков уже давно принуждают покупать тахографы, чтобы поднять бизнес их производителей, именно для этого такие законы и принимаются, – уверен наш собеседник. – А практической пользы от них мало. 

На сотнях тысяч машин установлены тахографы СКЗИ, но стали ли водители отдыхать, как положено? Таких данных нет! Неизвестно, сколько ДТП происходит из-за усталости и недосыпа водителей коммерческого транспорта.

Владимир Котов уверен: чтобы навести порядок на дорогах, необходимо «перезагрузить» понимание проблемы и начать контролировать не наличие тахографов, а работу водителей. 

Как избежать взыскания

Избежать штрафа за отсутствие тахографического устройства нельзя, если автомобиль используется в коммерческих целях. Однако в законе предусмотрены варианты, когда водитель может продолжать рейс, например, без карты водителя.

Такие независящие от водителя обстоятельства придется доказать сотрудникам ДПС. Стоит обратить внимание на то, что при повреждении или утере карты водитель обязан вести записи всех данных о маршруте вручную на обратной стороне ленты тахографа.

Ни в коем случае не стоит подделывать показания контрольного устройства или подвергать его модификации. При будущих проверках это будет обнаружено и виновные лица понесут наказание.

Больше штрафов – меньше нарушителей

Несмотря на несовершенство действующего законодательства, большие транспортные компании предпочитают с ним ладить. 

— Сегодня тахографами не пользуются в основном индивидуальные предприниматели и частники, – рассказывает руководитель компании «МониторингАвто»Сергей Скнарин. – Крупные организации уже оснастили свои автопарки современными тахографами или занимаются этим в настоящее время.

Производители и дистрибьюторы тахографического оборудования, по его словам, сегодня отмечают лишь незначительное увеличение спроса. Ажиотаж может наступить осенью, когда использование тахографов станет обязательным для физических лиц, а размер штрафов за их отсутствие возрастёт.

— Эти нововведения направлены на обеление рынка. Главная цель, которую преследуют авторы законопроекта – борьба с теневым сектором. 

Сергей Скнарин уверен: эффективность борьбы с серыми перевозчиками зависит от того, как часто санкции и штрафы будут применяться к нарушителям.

Санкции в Европе

При международных перевозках, а именно при следовании по территории Европейского союза, необходимо руководствоваться правилами и нормами стран ЕС:

  • в сутки водителю разрешается управлять автотранспортом не более 8 часов;
  • в исключительных случаях иногда допускается время работы водителя порядка 9 или даже 10 часов не больше 2-ух раз в неделю;
  • каждые 4,5 часа водитель должен делать перерыв в вождении продолжительностью не менее 45 минут, который не относиться к ежедневному отдыху;
  • при этом в сутки водитель-дальнобойщик должен отдыхать не менее 11 часов;
  • водитель должен иметь выходной день каждую рабочую неделю продолжительность от 36 до 45 часов;
  • шофер также несет ответственность за исправность и наличие тахографа в авто.

В каждой стране Евросоюза предусмотрены различные по размеру штрафные санкции за нарушения режима труда и отдыха водителя, а также работу устройства – их перечень состоит из более 100 пунктов.

Уклониться от них не возможно, так как любому представителю достаточно лишь проверить тахограф и при нарушении выписать штраф без разбирательств.

Самые маленькие суммы штрафов в Литве – около 30 евро, а больше всего приодеться раскошелиться за нарушения в Германии – до 15 000 евро.

Сводная таблица популярных штрафов в некоторых странах ЕС*.

Вид нарушения Польша Голландия Литва
Отсутствие тахографа  800  2200  30-60
Нет тахокарты (шайбы) либо просроченная карта  От 133  550  30-60
Нарушение времени проезда в день  От 40 110-1320  30-60
Превышение недельной нормы управления авто  От 27 110-1100  30-60
Вмешательство в работу тахографа 800-2669 1760  30-60

*Суммы штрафов указаны в Евро.

Продолжение сводной таблицы популярных штрафов в некоторых странах ЕС*.

Вид нарушения Болгария Германия Австрия
Отсутствие тахографа 250-1000 1500 До 5000
Нет тахокарты (шайбы) либо просроченная карта 250-1000 От 175 До 5000
Нарушение времени проезда в день  150-500 15-15000 До 5000
Превышение недельной нормы управления авто  150-500 15-15000 До 5000
Вмешательство в работу тахографа 250-1500 Угол. ответственность Угол. ответственность

Оснащение тахографа – важная процедура по контролю движения авто и графиком работы водителя, которую необходимо обязательно производить на автотранспорте, перевозящем пассажиров или грузы и используемом в коммерческих целях.

Избежать штрафа довольно сложно, поэтому рекомендуется устанавливать и проводить его проверку своевременно.


Adblock detector