13.02.2020     Комментарии к записи Уступить дорогу пешеходам: ГАИ объяснила, как не «попасть» на штраф отключены
 

Уступить дорогу пешеходам: ГАИ объяснила, как не «попасть» на штраф


Поворот на нерегулируемом перекрестке без пешеходного перехода

Ситуация для всех знакомая, нерегулируемый перекресток, знаков и разметки обозначающих {tip ::»Пешеходный переход» — участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2}пешеходный переход{/tip} нет.

Первая реакция водителя — это пешеходам надо уступить дорогу. Да — это верно, но давайте разберем эту ситуацию по Правилам дорожного движения.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Внимательно прочитайте это определение, к нему мы еще будем обращаться далее в этой статье.

Водитель должен уступить дорогу пешеходам — это не оспаривается, но какие требования правил должен выполнить пешеход в данной ситуации?

Согласно определению ПДД требования «Уступить дорогу» и «Не создавать помех» идентичны.

Таким образом, следуя ПДД, и водитель, и пешеход обязаны друг другу уступить дорогу. Как это возможно реализовать в реальной ситуации не понятно.

В этой ситуации аналогично, на первый взгляд пешеходы имеют безусловное преимущество, но так ли это на самом деле?

Когда уступать?

AUTO.TUT.BY попросил начальника отдела ГАИ Октябрьского района Минска

разъяснить на практике, как должен вести себя водитель, подъезжая к нерегулируемым переходам на дорогах с разным количеством полос в каждом направлении движения, а также — как должны инспекторы ДПС подходить к рассмотрению ситуаций, связанных с «непропуском пешеходов».

— Как только пешеход ступил на проезжую часть — водитель обязан уступить ему дорогу. То есть — предоставить преимущество в движении. Если количество полос дороги, скорость и траектория движения пешехода позволяют водителю продолжать движение, не создавая опасности, — он может ехать, и наказывать его инспектор ДПС не должен, — считает Сергей Багаев.

Получается, пока пешеход стоит на кромке тротуара, демонстрируя однозначное намерение перейти дорогу, или приближается к пешеходному переходу по тротуару — водитель не должен снижать скорость или останавливаться?  

Уступить дорогу пешеходам: ГАИ объяснила, как не "попасть" на штраф

— Хоть в ПДД это прямо и не сказано, но, на мой взгляд, — должен. Установленные на дороге знаки «Пешеходный переход» и нанесенная разметка «зебра» не только обозначают участок дороги, где пешеход может чувствовать себя защищенным, но и предупреждают водителя о постоянной потенциальной опасности: ведь только что стоявший на кромке тротуара человек может шагнуть на проезжую часть прямо перед машиной, на дорогу может упасть нетрезвый или нездоровый человек.

Разумнее всего, по мнению представителя ГАИ, «снижать скорость перед переходом всегда, невзирая на наличие или отсутствие на нем в ту самую секунду пешехода — он может выбежать на дорогу неожиданно для водителя, особенно если обзор закрыт припаркованными в нарушение правил автомобилями».

Гайд по полосам

Разберем различные дорожные ситуации вместе с представителем ГАИ на конкретных примерах.

Одна полоса движения в каждом направлении

— Здесь все просто и однозначно. Если на дороге всего две полосы (или три — две в одну сторону и одна во встречном направлении), водитель обязан остановиться перед переходом, как только пешеход ступил на дорогу — справа по ходу движения его машины или слева, — поясняет Сергей Багаев. — Как только пешеход закончил переходить полосу движения автомобиля — водитель может продолжать движение.

— А если пешеход по каким-то одному ему известным причинам сделает шаг назад, развернется и побежит обратно или начнет падать в ту полосу, из которой уже вроде бы вышел?

Водитель и пешеход

— Останавливаться на проезжей части, в том числе и на переходе, пешеходу запрещено — равно как и стоять на разделительной линии разметки. Так регламентируют его обязанности ПДД. Но давайте допустим, что он действительно, перейдя вашу полосу, начал заваливаться назад. Ведь что угодно может быть: сердечный приступ, состояние алкогольного опьянения.

Две и более полосы движения в каждом направлении

— Здесь можно применять «принцип двух свободных полос». Законодательно он нигде не закреплен — лишь в порядке разъяснения прописан в «Комментариях к ПДД», но инспекторы ГАИ, равно как и водители, на эту теорию ориентируются, — рассказал Сергей Багаев. И заверил: штрафовать водителя, который движется по первому ряду, когда через 5 полос слева от него на дорогу ступает пешеход, никто не будет.

Нюансы есть лишь при наличии или отсутствии на многополосной дороге «островка»: если он есть, пешеход имеет право там остановиться и чувствовать себя, «как на тротуаре» — то есть полностью защищенным. Водитель же, в свою очередь, имеет право относиться к пешеходу, «как будто тот на тротуаре», — ежесекундно контролируя, но не останавливаясь.

Если же «островка» на дороге нет, то останавливаться на разделительной линии разметки пешеходу запрещено.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

— С другой стороны, если стоит выбор между «продолжить в соответствии с ПДД переход проезжей части, невзирая на не сбавляющий скорости «МАЗ» справа» и «нарушить правила, остановившись на линии» — я бы выбрал второе, — шутит Сергей Багаев. И серьезно добавляет: «Правила дорожного движения лучше «пересоблюсти», чем «недособлюсти» — и это касается обеих сторон конфликта «водитель — пешеход».


Adblock detector