13.02.2020     Комментарии к записи Можно ли покидать место дтп отключены
 

Можно ли покидать место дтп


Что значит «оставить место ДТП»

Оставить место ДТП означает нарушить правило ПДД, согласно которому автомобилисты-участники ДТП обязаны оставаться на месте, где оно возникло. Наказание за оставление места ДТП прописано в КоАП РФ.

ДТП — событие, случившееся при движении транспортного средства, результатом которого стало причинение ущерба сооружениям, другим машинам, ранение или смерть людей. Сюда относятся и немеханические ТС, значит, участником ДТП может стать и велосипедист, выезжающий со двора.

Однако если на парковке на обездвиженное ТС упало дерево, пока хозяин отлучался, чтобы сходить в туалет, это не зачтется как ДТП, хотя имущество автолюбителя и пострадало. Авто стояло на месте, и обвинить в произошедшем некого.

Высока вероятность, что возврата денежных средств хозяин, оставивший авто на парковочном месте, не дождется.

Законодательство с комментариями

Чтобы во всём в этом разобраться, необходимо провести анализ ряда законодательных норм, и начать нужно с ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, собственно и определяющей, что грозит водителю, покинувшему место ДТП.

С самой нормой можно без труда ознакомиться, просто перейдя по ссылке. Но понятно ли, что означает само используемое законодателем словосочетание — «оставление места ДТП»? Что понимается под словом «оставление», как определяются границы «места»?.. Имеет ли значение, в частности, расстояние, на которое удалился гражданин от места происшествия; какие вообще действия должны быть совершены гражданином, чтобы возникали основания для привлечения его к означенной ответственности?

Поверьте, чётко сформулированных и понятым образом изложенных ответов на эти вопросы в законе найти не удастся, чем нередко и пользуются некоторые не очень добросовестные сотрудники ГИБДД, пытаясь ввести в заблуждение граждан относительно юридической квалификации их действий.

Именно поэтому смысл понятия «оставление места ДТП» – важнейший вопрос, в котором следует разобраться, что нами непременно и будет сделано. Но сперва проанализируем данную норму в тех её частях, которые изложены законодателем понятно.

Что требуется сделать, если произошло ДТП

В случае происшествия для водителей-участников установлен минимальный набор действий:

  1. Остановка ТС. Для понимания сотрудниками ГИБДД сложившейся ситуации расстояние между участниками, если в ДТП их было два и более, измеряется. Чтобы избежать претензий со стороны представителей власти, нужно сразу остановить авто и без веских причин его не перемещать. Запрещается далеко отъезжать от места аварии.
  2. Участники ДТП обязаны немедленно включить аварийную сигнализацию. Это нужно для привлечения внимания к случившемуся посторонних автомобилистов и общей безопасности.
  3. Выставление знака аварийной остановки. При нахождении поврежденных машин на одной полосе водители выставляют знаки аварийной стоянки за ТС, чтобы те автовладельцы, что движутся по этой стороне, знали об опасности на пути.
  4. Вызов сотрудников ГИБДД. Каждый автолюбитель желает остаться невиновным, поэтому нужно оставить все как есть, дождаться представителей закона. Делать это нужно незамедлительно.
  5. Если кто-то пострадал, нужно сначала позвонить в скорую, а уже потом, если это целесообразно, попытаться самостоятельно оказать помощь. В критической ситуации водитель обязан помочь пострадавшим добраться до лечебного учреждения, отправив с попутными автомобилями или доставив на своем авто.
  6. Если машина перекрывает путь другим автомобилистам, чтобы убрать ее с проезжей части, нужно при участии свидетелей зафиксировать значимые детали: вмятины, осколки, тормозной путь и пр. Если получится, то следует организовать объезд.

Если автомобилисту пришлось уехать с места ДТП для перевозки раненых в больницу, следует зафиксировать контакты и фамилии тех, кто стал очевидцем ДТП и сможет впоследствии рассказать детали произошедшего и подтвердить невиновность. Для уменьшения рисков каждый автовладелец имеет право привлечь консультанта.

Как еще можно избежать ответственности?

Ответ на этот вопрос содержится в самой рассматриваемой норме: только водитель, который принимал участие ДТП. И никто более.

Для законного привлечения к ответственности необходимым условием является факт управления гражданином транспортным средством в момент происшествия, а само происшествие должно отвечать всем признакам ДТП, то есть являться событием, в котором погибли или были ранены люди, или кому-либо был причинён ущерб: повреждены транспортные средства, грузы и т.д. (вплоть до повреждений одежды или каких-либо личных вещей – в основном касается ДТП с пешеходами).

Равным образом, нельзя привлечь к ответственности за оставление места ДТП и в том случае, если гражданин вообще не управлял транспортным средством непосредственно в момент происшествия. Следует иметь в виду при этом, что, основным признаком управления транспортным средством является его нахождение в движении.

Следовательно, если транспортное средство не двигается, никаких действий по приведению его в движение гражданином не предпринимается, то такой гражданин водителем не является. Однако не стоит это понимать слишком уж буквально и утрированно, как это сделал, например, один из наших несостоявшихся клиентов, который на полном серьёзе собирался убедить суд в том, что он не подлежит ответственности за оставление места ДТП, поскольку само происшествие произошло при тех обстоятельствах, что он остановился перед светофором, после чего в заднюю часть его уже стоящего автомобиля врезался другой автомобиль.

И так как его автомобиль в момент ДТП стоял, то он им «не управлял» и, соответственно, субъектом правонарушения не является. Разумеется, как потом об этом стало известным, его доводы не были приняты ни одним судом, через которые прошло его дело, хотя он и дошёл с этими доводами до надзорной инстанции.

Следует знать также и о том, что сейчас не работают и доводы о неправомерности привлечения к ответственности, если происшествие произошло не на «дороге», а на «прилегающей территории» (ПДД РФ разделяют данные понятия), хотя, казалось бы, эти доводы сами собой напрашиваются из определения «ДТП». Дело в том, что ещё в феврале 2012 года Верховный Суд РФ внёс определённые изменения, согласно которым по таким делам «официально» перестало иметь значение, где именно произошло происшествие — на дороге или на прилегающей территории. Впрочем, и до внесения данных изменений суды соглашались с такими доводами очень неохотно и нечасто.

Более подробно о том, что должно подлежать доказыванию по таким делам и как они рассматриваются в судах на практике, описано в разделе «Судебная практика»

Допустим, что на месте ДТП водитель не остался без уважительной причины. Обязательно ли ему грозит наказание за его проступок? Несмотря на строгие законы, существуют нюансы, позволяющие правонарушителю избежать ответственности.

В первую очередь это возможно благодаря такому понятию, как срок давности. Этот вопрос подробно рассмотрен в КоАП. Согласно статье, срок давности в 2020 году, если имело место сокрытие с места ДТП, составляет 1 год. Если в течение этого времени водитель не будет найден, дело будет прекращено.

Можно ли покидать место дтп

Как это работает на практике? Можно привести простой пример: произошло столкновение двух транспортных средств. Оба водителя решили не привлекать ГИБДД и разобраться самостоятельно. Они договариваются о компенсации и не остаются на месте ДТП. Затем один из участников подает в ГИБДД заявление. Если с момента аварии прошло год и более, суд не будет рассматривать это дело.

Тут важно понимать, что срок давности имеет отношение именно к административному правонарушению. Если имел место летальный исход или тяжкие телесные повреждения, водителя в любом случае приговорят к уголовной ответственности по статье 264 УК РФ. То, что он не остался на месте ДТП, будет не самой серьезной его проблемой.

Существует и другой способ избежать ответственности за содеянное. Можно попробовать доказать в суде, что на месте ДТП вы не остались по невнимательности, неумышленно. Например, вы просто не заметили, как задели фару чьего-то автомобиля. Такие случаи — не редкость. Однако такой способ работает только тогда, когда ваши интересы будет защищать юрист по ДТП. Тогда оставление места аварии может и не иметь последствий.

Стоит отметить, что доказать, что место ДТП вы покинули неумышленно, невероятно сложно. В подавляющем большинстве случаев суд становится на сторону пострадавшего. Именно его интересы учитываются в первую очередь.

Значит ли это, что вы в любом случае понесете наказание? Действительно, за такое административное правонарушение водители чаще все-таки расплачиваются потерей водительского удостоверения. Однако в некоторых случаях неумышленность своих действий можно доказать. Самостоятельно это, конечно, сделать практически нереально. Однако если к делу привлечь профессионального адвоката, который специализируется на ведении подобных дел, исход может быть положительным для вас.

Увы, в 2020 году количество аварий на дорогах страны не уменьшилось. Если вам не повезло стать виновником дорожно-транспортного происшествия, не впадайте в панику, не пытайтесь скрыться. Лучше повести себя так, как того требуют Правила дорожного движения. И, конечно же, даже в стрессовой ситуации надо оставаться человеком и оказать помощь пострадавшим.

Когда при ДТП оба водителя могут уехать

Незаконное оставление места ДТП рассматривается в ст. КоАП РФ 12.27 и наказывается арестом либо потерей прав.

Статья гласит, что оставление места ДТП налагает на водителя санкции, если решение уехать он принял незаконно. Но если виновное лицо покидает место происшествия вместе с ранеными, а потом возвращается, или повреждено только имущество, а оба водителя обоюдно остаются без претензий, отъезд оправдан.

Причины покидания места ДТП:

  1. Шок. Дорожная ситуация не всегда безобидна, а потому автомобилисты постоянно напряжены и при появлении непредвиденных ситуаций могут попросту растеряться. Первая реакция при ДТП может быть неосознанной, водитель, не успевший до конца осознать произошедшее, нажмет на педаль и в страхе уедет как можно дальше. Мало таких людей, кто способен после осознания случившегося вернуться и признать себя виновным.
  2. Дорожная безграмотность. Бывает, что причина покидания автомобилистом места аварии кроется в банальном незнании свода правил ПДД.
  3. Страх. Чаще водители уезжают с места ДТП в надежде избежать санкций, но только усугубляют вину.

Можно ли покидать место дтп

В 2019 году применяются 2 вида наказаний при самовольном оставлении места ДТП:

  • отсутствие прав на 1-1,5 года;
  • арест в течение 15 суток.

Штраф за данное правонарушение законом исключается.

К некоторым группам лиц справедливо наказание только в виде прекращения действия прав на вождение. Сюда относятся беременные женщины с детьми моложе 14 лет, инвалиды, военнослужащие и пр. Законом запрещено накладывать на них арест.

Не задокументировав обстоятельства и не найдя свидетелей, уезжать с места аварии чревато для автомобилиста наложением административной ответственности, риском получить обвинение в случившемся и понести материальную ответственность за нанесенный ущерб. Чтобы избежать этого, следует не перемещать что-либо, имеющее отношение к аварии, воспользоваться услугами автоюриста, который приедет на место ДТП и проконтролирует правильность составления бумаг.

Участники происшествия могут законно покинуть место его совершения:

  1. Если в результате нет пострадавших, автомобилисты-участники одинаково оценивают обстоятельства случившегося, без пререканий друг с другом составляют единую схему ДТП, то они могут самостоятельного явиться на пост ДПС или в отделение полиции, чтобы документально оформить происшествие.
  2. Если при столкновении двух авто, чьи хозяева имеют полисы ОСАГО, было повреждено только имущество и ни у кого не возникает сомнений насчет обстоятельств и характера возникших повреждений, то водители могут заполнить Европротокол без вызова к месту аварии сотрудников ГИБДД.
  3. Если ущерб от аварии был причинен только автомобилям или иному имуществу участников ДТП, но у них нет взаимных претензий, то они имеют право обойтись без оформления документов и дальнейших разбирательств. Для подстраховки следует составить расписку, подтверждающую договоренность об отсутствии у обеих сторон претензий.

Если оба участника покинули место дорожного происшествия, не привлекая сотрудников полиции к оформлению ДТП, не всегда будет наказание. Чтобы при регистрации аварии обойтись без ГИБДД и уехать, необходимо соблюдение следующих обязательных условий:

  • полное признание вины виновником ДТП и отсутствие разногласий по поводу всех обстоятельств;
  • отсутствие жертв или нанесения любого физического ущерба водителям, пассажирам или пешеходам.

Есть 3 варианта развития событий в случае, если 2 участника пришли к взаимному согласию:

  • не обращаться в полицию вообще, ограничившись составлением расписки об отсутствии взаимных претензий и уехать;
  • оформлением Европротокола по всем правилам;
  • покинуть место, уехать, и вместе со вторым участником обратиться для регистрации происшествия на ближайший пост полиции.

Если оба водителя одинаково расценивают виновность, нет человеческих жертв, а также не пострадало имущество третьих лиц, можно покинуть место аварии. Для уехавшего участника последствия могут не наступить. Однако если второй водитель окажется недобросовестным и все равно вызовет полицию, первого могут привлечь к ответственности. В таком случае необходимо знать, как себя застраховать.

Можно ли покидать место дтп

Чтобы защитить обоих участников, которые уехали с места случившегося ДТП, необходимо составить расписку. Этот простой документ защитит от возможных претензий в будущем.

Может случиться так, что после происшествия виновник переосмыслит случившееся, вызовет полицию на место ДТП, исказит факты и выставит невиновного участника не только нарушителем закона, но и виновником аварии. Доказать обратное на практике практически невозможно. Впоследствии его могут привлечь к административной ответственности и полностью лишить страховой компенсации.

В расписке следует указать такую информацию:

  • данные сторон;
  • информацию о свидетелях происшествия, если такие были;
  • сведения о ДТП и об отсутствии претензий сторон;
  • дату и подписи.

В каких случаях можно покинуть место ДТП

Поскольку в авариях может причиняться вред здоровью людей, а организовать их перевозку до медицинских учреждений получается не всегда, водитель обязан доставить экстренно нуждающихся в помощи пострадавших до больницы на собственном автомобиле. Сразу после этого ему следует вернуть машину на место столкновения.

Чтобы в будущем не пришлось подавать судебную апелляцию, будучи правым, но все-таки получившим наказание, водителю нужно зафиксировать детали, относящиеся к ДТП:

  • расположение транспортного средства на дороге;
  • следы колес;
  • лежащие рядом предметы и осколки;
  • выставленный знак аварийной остановки;
  • включенную аварийку.

Перед покиданием места аварии водителю следует создать объезд другим автомобилистам.

Как это также следует из ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, установленная ею ответственность распространяется отнюдь не на всех оставивших место ДТП водителей, а лишь на тех из них, кто сделал это именно вопреки требованиям Правил дорожного движения. Тем самым рассматриваемая норма достаточно ясно указывает: обязанность участников ДТП оставаться на месте вовсе не является безусловной — всё зависит от ситуации, предусмотренной законодателем.

Оставление места аварии

Вместе с тем, чтобы понять, в каких случаях можно покинуть место ДТП, а в каких случаях это делать запрещено, необходимо обратиться к пунктам 2.6 и 2.6.1 ПДД РФ, и выделить из них наиболее важные, на наш взгляд, аспекты, непосредственно относящиеся к рассматриваемой теме.

Из данных пунктов ПДД РФ в целом следует, что любые возможные ДТП делятся законодателем на две условные группы: «ДТП с пострадавшими» и «ДТП без пострадавших».

Если уж так вышло, что в ДТП пострадали люди, то водитель, помимо всего прочего, обязан вызвать медиков и сотрудников полиции, и покидать место происшествия по прибытия туда последних ему нельзя. Исключение возникает только в самой экстренной ситуации – когда срочно нужно отвезти пострадавших в больницу, и только если это невозможно сделать на попутном транспорте. Но потом водитель всё равно должен вернуться на место ДТП. Иначе он может быть привлечён к ответственности за оставление места ДТП с пострадавшими.

Разумеется, предусмотрена аналогичная ответственность и за оставление места ДТП без пострадавших, но в этих случаях законодатель оставляет водителю куда большую свободу действий.

Обязанность сообщить в полицию о ДТП, в котором вред был причинён только имуществу, возникает у участников происшествия лишь в случае разногласий между ними по поводу обстоятельств, при которых произошло само ДТП, или по поводу того, какой вред был причинён их имуществу в результате происшествия.

Иными словами, если на месте ДТП участники происшествия не могут прийти к согласию о его причинах (например, один водитель утверждает, что ДТП произошло из-за того, что другой водитель проехал на красный сигнал светофора, а последний с этим не соглашается и утверждает, что он двигался на зелёный) и/или видимых последствиях (например, предполагаемый виновник ДТП не соглашается с тем, что в результате происшествия на автомобиле оппонента была повреждена какая-то конкретная кузовная деталь, полагая, что она могла быть повреждена задолго до происшествия), то сообщать в полицию о таком ДТП – надо.

Однако закон предусматривает возможность и оставления места ДТП, в котором обошлось без пострадавших — но только если у его участников не возникает разногласий относительно обстоятельств, при которых оно произошло, а также относительно характера и видимых повреждений транспортных средств. В таких случаях водители могут не сообщать о произошедшем в полицию и покинуть место инцидента.

Документы же они могут составить впоследствии как с участием сотрудников полиции, так и самостоятельно – заполнив бланки извещения о ДТП – но только в том случае, если в ДТП принимали участие два транспортных средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована, а вред был причинен только этим транспортным средствам. Более того, участники такого ДТП вообще могут не оформлять документы о происшествии, если не считают это необходимым.

Однако, во избежание неприятностей, в таких случаях, как и в случаях самостоятельного оформления документов по ДТП, имеет смысл проявлять определённую осторожность.

К сожалению, практике известны примеры, когда водители, даже выполнив все условия, позволяющие покинуть место аварии без обращения к сотрудникам полиции, впоследствии привлекались по [статье 12.27 КоАП РФ за оставление места ДТП].

Одна из таких историй произошла с нашим подзащитным. Поскольку у участников происшествия не возникло никаких разногласий относительно его причин и последствий, они решили сами заполнить извещение о ДТП, после чего оба покинули место ДТП. Однако у второго участника зародились сомнения в том, всё ли было сделано правильно, в связи с чем он вернулся назад и позвонил в ГАИ.

Спустя некоторое время нашего будущего клиента вызвали в отдел ГИБДД, где, недолго думая, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и направили дело мировому судье, который тоже думал не долго и признал гражданина виновным в оставлении места ДТП. Гражданин обратился к нам, наш юрист подал жалобу на постановление, потом участвовал во второй инстанции в качестве защитника. Данное дело, к счастью, закончилось благополучно.

Подробно об обстоятельствах дела

И это было ещё не самое сложное дело. По крайней мере, второй участник ДТП не оспаривал фактические обстоятельства, и суд исходил именно из того, что произошло в действительности. Тем не менее, имел место полноценный судебный процесс с обжалованием постановления и, чтобы решить эту возникшую на пустом месте проблему, понадобилась помощь профессиональных юристов.

Но бывают ведь и более тяжёлые случаи – когда водители договариваются «разъехаться полюбовно» вообще без оформления документов; один из них действительно уезжает и по-честному забывает об инциденте, однако другой так же точно, как и в истории выше, впоследствии обращается в ГАИ, но при этом заявляет, что уехавший с места ДТП сделал это в отсутствие каких-либо договорённостей.

Поэтому, чтобы минимизировать риски, в целях экономии денег, времени и нервов в дальнейшем, рекомендуется прямо на месте ДТП позаботиться о доказательствах, подтверждающих отсутствие необходимости у всех участников происшествия в его документальном оформлении. Таковыми доказательствами могут стать, например, расписки или видеозаписи общения участников происшествия. Данные доказательства желательно хранить в течение хотя бы 3-х месяцев с момента ДТП.

Надеяться же только лишь на устные договорённости и «джентельменские соглашения» – не стоит, ибо порою это выходит боком.

Неумышленное оставление места ДТП

Однако есть обстоятельство, ссылаться на которое, если это соответствует действительности, можно и порою даже необходимо. И таким обстоятельством является отсутствие умысла на совершение правонарушения.

Чем же так важно данное обстоятельство, на что оно влияет и почему имеет смысл на него ссылаться?

Дело в том, что само по себе противоправное деяние, даже если оно действительно имело место, не является достаточным основанием для привлечения к ответственности. Необходимым условием для этого является наличие состава правонарушения в целом. В свою очередь, состав правонарушения – это совокупность четырёх элементов, одним из которых является субъективная сторона (говоря по-простому, — вина).

Именно поэтому, совершенно неслучайно, положениями закона предписывается выяснение не только наличия самого события правонарушения, но и вины гражданина в его совершении.

Тонкости вопроса

И тут важно понимать определённую тонкость: правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с субъективной стороны может характеризоваться исключительно умышленной формой вины, из чего следует, что водитель, покинувший место ДТП, может подлежать ответственности за это лишь в том случае, если он, по меньшей мере, был осведомлён о том, что являлся участником происшествия.

Кроме того, есть и ещё тонкость – в слове «умысел». Считается, что у водителя, покидающего место ДТП, умысел направлен на избежание ответственности, порождаемой самим фактом его участия в происшествии, что может быть достигнуто, в частности, путём сокрытия своей личности.

Соответственно, под «оставлением места ДТП» в ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ понимается именно «скрытие с места ДТП», то есть действия водителя, который знал о том, что он являлся участником происшествия, но, несмотря на это, осознанно, с целью сокрытия данного факта и избежания ответственности за него, скрылся с места ДТП.

Можно ли покидать место дтп

Разумеется, вина водителей, совершивших умышленное оставление места ДТП, под сомнение не ставится, а наказание, предусмотренное для них законом, представляется обоснованным. Ведь если такой водитель являлся виновником происшествия, то у потерпевшей стороны зачастую возникают практически неразрешимые проблемы с возмещением ущерба, что наиболее остро проявляется в случаях с ДТП с пострадавшими.

Впрочем, даже если обошлось без пострадавших, то, согласитесь, это несправедливо – ремонтировать за свой счёт свой автомобиль или иное имущество, повреждённое в ДТП, виновником которого являлся другой человек, которого невозможно даже установить, чтобы предъявить ему претензии, поскольку он самым бессовестным образом скрылся.

Реальная практика

Однако, как показывает практика, случаев именно умышленного оставления места ДТП – на общем фоне не так уж и много.

  • Во-первых, зачастую в том нет никакого смысла, потому что в настоящее время ответственность практически всех владельцев транспортных средств застрахована, и, как следствие, возмещение ущерба в связи с ДТП ложится на страховую компанию. Более того, если впоследствии водитель, скрывшийся с места аварии, будет установлен (а в большинстве случаев именно так и происходит), то у страховой компании появляется право предъявления к нему регрессного требования, чем страховщик практически всегда и пользуется, что в итоге приводит к тому, что такой водитель, хоть и не сразу, но всё-таки возмещает причинённый ущерб фактически из своего кармана.
  • Во-вторых, многие водители знают, что грозит за оставление места ДТП, и поэтому редко находятся желающие сознательно подвести себя под арест или лишение прав, тогда как всего этого можно избежать, просто оставшись на месте происшествия и решив возникшие проблемы по закону.

Именно поэтому подавляющее большинство наших клиентов утверждают, что они ничего не знали о том, что являлись участниками какого-либо ДТП, пока их не вызвали в ГИБДД. И мы склонны им верить, потому что подавляющем большинстве таких случаев речь идёт о совершенно незначительных ДТП – буквально касания транспортного средства о другой объект, которое, действительно, невозможно заметить и/или почувствовать.

Но можно ли говорить о виновности водителя, покидающего место подобного ДТП, если при этом никто из числа возможных свидетелей происшествия не обратил его внимания на то, что оно вообще имело место?

Конечно же, нет. Ведь таких случаях водитель не осознает противоправность своего поступка, и собственно «скрытие» с места происшествия им не осуществляется. Как следствие, в его действиях нет вины, а значит – и состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Соответственно, он не может и подлежать ответственности, установленной данной нормой.

Поэтому, если водитель не был осведомлён о факте своего участия в ДТП, у него не было умысла на скрытие с места происшествия, то, разумеется, на данное обстоятельство можно и нужно ссылаться при рассмотрении дела, ибо ответственности за неумышленное оставление места ДТП законом не предусмотрено.

Причинами, по которым автомобилисты неумышленно оставляют места аварии, могут быть ситуации:

  • плохой освещенности на дороге в темное время суток;
  • сложных погодных условий (молнии, ливня, грозы);
  • отсутствия толчка или его незначительности, не позволивших водителю заметить и почувствовать удар;
  • слишком громкой музыки в машине.

судебная практика по оставлению места дтп всеми водителями

Поскольку законом не предусмотрено понятие «незамеченного ДТП», виновник случившегося не может понести только часть наказания, поэтому попадает под статью умышленного сокрытия с места аварии. Потерпевший находит свидетелей или записи с камер наблюдения, узнает номера авто, причинившей ему ущерб, идет в суд, имея состав преступления.

Случившееся подлежит судебному разбирательству, что дает возможность водителю, непреднамеренно покинувшему место аварии, остаться невиновным. В таком случае лучшим решением будет нанять адвоката и бороться за свои права, доказывая непредумышленный характер действий. В судебной практике встречались ситуации, когда автомобилисты добивались признания своей невиновности и в дальнейшем лишь выплачивали штрафы за нарушение ПДД.

Законодательная база: статья 12.27 КОАП РФ

Для разрешения споров, связанных с нарушением автолюбителями правил при возникновении ДТП, верховным документом выступает Кодекс об АП. В его статье указаны последствия, ожидающие правонарушителей в области оставления происходящих ДТП.

Летом 2019 года депутаты государственной думы внесли инициативу о смягченном наказании для водителей, оставивших место дорожно-транспортного происшествия. Связано такое послабление с тем что, множество автолюбителей не замечают свое попадание в ДТП,  например на парковке торгового центра или на шумной трассе.

Согласно нововведению в законе, участников ДТП без серьезных последствий предлагается штрафовать на 10 тыс. руб. Иногда, как крайняя мера, предусмотрены лишение прав на срок до 1,5 года или арест на 15 суток, но только в тех случаях, когда авария носит отягчающие обстоятельства

Это позволит обезопасить себя и окружающих граждан от нежелательных последствий, которые могут повлечь за собой тяжкую участь для виновных и пострадавших лиц.

Сроки давности

Время, в течение которого на правонарушителя может быть вынесено постановление, называется сроком давности и составляет 3 месяца. После окончания этого периода искать виновника уже точно не станут и привлечь к наказанию, но только административному, его будет нельзя. В случае возбуждения уголовной ответственности это правило не действует. Если виновник скрывается от правосудия, его могут объявить в розыск.

Термин «срок исковой давности» означает промежуток времени, регламентированный законодательством и позволяющий пострадавшей стороне оспаривать в суде безнаказанность лица, нанесшего ущерб, а последнему — предоставлять оправдательные факты и пытаться добиться обжалования меры наказания. Общий исковой срок составляет 3 года. В зависимости от предмета спора может быть отведен и специальный срок, после истечения которого подсудность этого дела будет прекращена.

Ещё один вопрос, всегда вызывающий самый живой интерес у водителей, которые всё-таки оставили место ДТП, это – существует ли срок, по истечению которого их уже невозможно привлечь за это к ответственности, и если такой срок есть, то сколько он составляет и как он высчитывается?

Конечно же, срок давности привлечения к ответственности водителя, если он покинул место ДТП, законодателем предусмотрен, и составляет он три месяца со дня совершения правонарушения. Ни с момента установления личности водителя, ни со дня передачи дела в суд или принятия судом дела к производству, и т.д., а именно со дня совершения правонарушения.

Из чего, в свою очередь, следует, что если в течение трёх месяцев со дня ДТП сотрудники ГИБДД не смогли передать дело в суд, либо судья почему-то не успел это дело рассмотреть, то ответственность водителю более не грозит.

Однако подобное развитие событий – достаточно большая редкость. В последнее время инспекторы по розыску обычно успевают своевременно устанавливать личность оставившего место ДТП водителя, произвести необходимые процессуальные действия, составить должным образом административный материал и направить дело в суд.

Не стоит также питать больших надежд и на то, что судья не успеет рассмотреть дело, если оно принято им к своему производству, это единичные и исключительные случаи. Даже если дело поступает в суд буквально за два-три дня до окончания срока давности, судьёй обычно прилагается максимум усилий к тому, чтобы всё равно вынести постановление в пределах данного срока.

Впрочем, может произойти и так, что судья не примет дело и отправит его назад – в ОГИБДД, для исправления каких-либо недостатков. Это тоже бывает нечасто, но если это происходит, то шансы на избежание ответственности значительно повышаются, поскольку истечение срока давности не прерывается, и пока дело «ходит» между судом и отделом ГИБДД, этот срок может и истечь.

судебная практика по оставлению места дтп всеми водителями - 2

Если же никаких недостатков в деле судьёй не выявляется и дело им принимается к производству, то это практически всегда означает, что постановление (чаще всего обвинительное) будет вынесено в пределах срока давности, и в следующий раз о данном сроке уместно будет вспомнить лишь в случае возможной отмены постановления в вышестоящем суде по каким-либо процессуальным основаниям, когда будет решаться вопрос о возможности или невозможности направления дела на новое рассмотрение в первую судебную инстанцию.

Судебная практика

Что ж, нормы законодательства рассмотрены, и теперь самое время подкреплять теорию практикой.

Сразу хотим оговориться: в данном разделе будут представлены только случаи, закончившиеся в судах победами по таким делам, и в которых принимали участие профессиональные юристы в качестве защитников. К сожалению, судебная практика в целом такова, что судьи намного чаще стараются занимать сторону сотрудников полиции, а исход каждого дела во многом может зависеть от личности судьи и прочих весьма субъективных обстоятельств.

Надеемся, данный раздел окажется полезным для тех, кому в настоящее время грозит суд по оставлению места ДТП – возможно, в приведенных примерах (для ровного счёта пускай их будет десять) найдётся что-то общее с обстоятельствами дела, возбуждённого в их отношении…

В ОГИБДД поступило заявление о том, что некто, управляя транспортным средством, допустил незначительное столкновение (фактически касание) с другим транспортным средством и уехал.

Инспекторы, установив собственника автомобиля, вызвали его в отдел и не выясняя вообще ничего (не интересуясь даже, кто находился за рулём во время происшествия), составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Когда гражданин начал высказывать недоумение по этому поводу и возмущаться, автор протокола сказал, что «в суде разберутся, кто там был за рулём». Собственно, разобрались. Вообще, случай достаточно редкий: инспекторы ДПС обычно выясняют хотя бы, являлся ли собственник водителем в момент ДТП.

судебная практика по оставлению места дтп всеми водителями - 3

Тоже замечательная история.

Владельцем автомобиля были обнаружены на нём свежие повреждения с вкраплением краски синего цвета. Поскольку в том же дворе стоял автомобиль синего цвета, на котором, как он посчитал, имелись схожие повреждения, он предположил, что имел место контакт именно с этим автомобилем, и обратился к его владельцу с соответствующими претензиями.

Но переговоры зашли в тупик и в дело вмешались сотрудники ГИБДД. Не исследуя повреждения на автомобилях — насколько они вообще соответствуют друг другу, не замеряя даже, на каком уровне они находятся относительно опорной поверхности, они, недолго думая (автомобиль же – синий!) составили в отношении нашего будущего подзащитного протокол за оставление места ДТП и направили дело мировому судье, который вынес постановление о лишении прав.

К счастью, суд второй инстанции удалось убедить в том, что доказательная база, мягко говоря, слабовата.

Примерно похожая ситуация, но в данном случае сотрудники ГИБДД не только не сопоставляли между собой повреждения на автомобилях, но ими была проигнорирована даже видеозапись, из которой чётко следовало, что между транспортными средствами не было контакта. Мировой судья оправдал водителя.

судебная практика по оставлению места дтп всеми водителями - 4

Заправившись на АЗС, водитель забыл вынуть из бака автомобиля топливораздаточный пистолет и начал движение. Результат закономерен: обрыв шланга. На первый взгляд, все признаки ДТП – налицо, а поскольку в итоге водитель место происшествия покинул, не вызывает сомнения и его вина в оставлении места ДТП. По всей видимости, примерно из таких соображений исходил мировой судья, который вынес постановление о лишении прав за оставление места ДТП.

Но после вмешательства в дело юриста, выяснилось, что сам механизм поворотно-разрывной муфты повреждён не был. Как следствие, не было причинено и ущерба. Соответственно, происшествие не является ДТП с точки зрения ПДД РФ, и поэтому в действиях водителя нет состава правонарушения, в связи с чем во второй инстанции производство по делу было прекращено.

Отсутствие умысла

Водитель рейсового автобуса во время следования по маршруту допустил резкое торможение, из-за чего один из пассажиров стукнулся лицом о впереди стоящее сидение. Как это будет установлено в дальнейшем, пассажиру был причинён здоровью.

Но на тот момент об этом ничего не было известно даже пассажиру, поэтому он, ничего не сказав водителю, сошёл с автобуса на следующей же остановке и пошёл домой, записав перед этим, правда, госрегзнак автобуса. Уже дома ему стало плохо, и он обратился в медицинское учреждение, откуда, в свою очередь, информация о ДТП была передана сотрудникам ГИБДД.

Установить личность водителя автобуса стало делом техники. Сотрудники ГИБДД прекрасно с этим справились и впоследствии составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Дело поступило в один из районных судов г. Москвы, судья которого лишил водителя права управления транспортными средствами.

Однако постановление было обжаловано в Московском городском суде, где судья полностью согласился с доводами о том о невиновности водителя.

судебная практика по оставлению места дтп - 1

Вообще, водители, ставшие участниками ДТП, нередко попадают в неприятности из-за странных действий пострадавших.

Именно так произошло и в данном случае. Водитель неаккуратно остановился прямо на пешеходном переходе, и один из пешеходов, перебегая дорогу, налетел на стоящий автомобиль, в результате чего упал. Водитель вышел из автомобиля, поинтересовался у пешехода, не пострадал ли он, нужна ли ему медицинская помощь, но пешеход, не сказав ни слова, буквально убежал с места происшествия, записав, однако, госномер автомобиля.

Позже пострадавший почувствовал боль в ноге, в связи с чем также обратился за медицинской помощью. А дальше – всё как в предыдущем случае: медики сообщили о происшествии в ГАИ, инспекторы установили личность водителя, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и передали дело в суд.

К счастью, судью удалось убедить в том, что в анализируемой ситуации в действиях водителя состава правонарушения нет.

И снова случай с ДТП, в котором пострадал человек. В процессе движения задним ходом водитель совершил наезд автомобилем на пожилого мужчину, от чего последний упал и получил телесные повреждения. Всё это произошло на глазах супруги данного мужчины и многочисленных свидетелей, между которыми и водителем сразу же возникли неприязненные отношения, что, впрочем, и понятно.

Но надо отдать должное водителю: стойко выдержав все упрёки очевидцев, он не предпринял даже попытки скрыться с места происшествия. Напротив, он общался с пострадавшим и с его супругой, предлагал им свою помощь, оставил им все свои контактные данные – в общем, вёл себя предельно прилично. Более того, он дождался приезда наряда «Скорой помощи» и оставил свои данные медикам, и лишь после этого уехал с места инцидента.

Разумеется, впоследствии его вызвали в отдел ГИБДД, где составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Осознав, чем ему грозит данная ситуация, и сразу же озаботившись вопросом, как избежать лишения прав за оставление места ДТП, гражданин обратился к нам. Мировой судья согласился с сотрудниками ГИБДД, однако судья городского суда, рассмотревший жалобу на постановление, по достоинству оценил действия водителя и согласился с защитой в том, что его действия должны быть переквалифицированы на ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ. В итоге водитель получил штраф за оставление места ДТП.

В данном случае водитель вынужденно уехал с места ДТП в связи с необходимостью доставления в больницу пострадавшего, откуда сообщил в ГИБДД о факте произошедшего.

судебная практика по оставлению места дтп - 2

Инспектор ДПС, а следом и мировой судья посчитали, что водитель должен понести наказание по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с чем, в свою очередь, не согласился судья городского суда, который на стадии уже рассмотрения жалобы на постановление прекратил производство по делу.

В начале настоящей статьи мы задавались вопросами о том, как определяются границы места ДТП, и имеет ли какое-либо значение расстояние, на которое может удалиться гражданин от места происшествия. И это вовсе не праздные вопросы!

Потому что встречаются инспекторы ДПС, которые на полном серьёзе полагают, что если водитель остановился не сразу на месте ДТП, а проехал, например, несколько десятков метров, то это вполне достаточное основание для квалификации его действий по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. И даже для объявления его самого и его автомобиля в розыск, и это при том, что автомобиль находится в непосредственной близости от места происшествия, о чём инспектору прекрасно известно, а сам водитель чуть ли не насильно пытается вручить инспектору свои документы и всячески выражает согласие на участие в оформлении материала по ДТП.

Более того, встречаются даже мировые судьи, которые разделяют такую странную позицию. Но, к счастью, есть и другие судьи – пограмотнее и поопытнее, которые всё-таки понимают всю абсурдность обвинения и не соглашаются с наличием в действиях такого водителя состава правонарушения.

Ну и напоследок классика жанра: отмена постановления суда первой инстанции по процессуальным основаниям и прекращение производства по делу, ввиду невозможности его направления на новое рассмотрение, так как на момент вынесения решения по жалобе срок давности привлечения к ответственности истёк.

Необходимо отметить, что подобная ситуация может сложиться по любому делу, безотносительно его фактических обстоятельств.

Санкции за побег с места ДТП без пострадавших

Судебная практика об оставлении места дтп - 3

Более легкой формой ДТП считается причинение вреда имуществу автовладельцев, без человеческих жертв. Но и в таких случаях нарушители умудряются сбегать с места аварии, чтобы избежать наказания или потому, что не знают законов.

Страховая сумма для покрытия материального ущерба после ДТП может быть получена водителем только в том случае, если происшествие было задокументировано и зарегистрировано инспекторами.

Весь причиненный ущерб они обязаны будут возмещать в полной мере самостоятельно.

В текущем году уже дважды вносились изменения в УК РФ по вопросам ужесточения мер для лиц, оставивших место ДТП с ранеными в нем людьми. Теперь по новым правилам такой незаконный уезд приравнивается к вождению в нетрезвом виде.

Согласно нововведениям от 24 апреля 2019 г, нанесение тяжкого вреда здоровью, совершенное правонарушителем в состоянии алкогольного опьянения или с последующим сокрытием с места преступления, может иметь последствия:

  1. Принудительные работы в течение трех лет. Виновному лицу на аналогичный период также запрещается заниматься определенными видами деятельности и работать на определенных должностях.
  2. Тюремное заключение максимум на 4 года. Также действуют ограничения по видам деятельности.

До изменений в УК за аналогичное нарушение ПДД преступнику грозили ограничение свободы максимум на 3 года или выполнение работ на период до двух лет. Водителя также могли лишить прав на 3 года. Еще одним видом санкций служил арест до 6 месяцев или тюремное заключение до двух лет.

Законодательство РФ не предусматривает в качестве наказания за побег с места ДТП выплату штрафа, поскольку это очень серьезное правонарушение. Однако за некоторые противодействия закону автолюбители попадают под штрафные санкции:

  1. Кодекс об административных правонарушениях содержит пункт, согласно которому водителям, ставшим участниками ДТП, запрещается после его совершения употреблять алкоголь, наркотики и иные вещества до момента проверки должностным лицом состояния опьянения автомобилистов. За невыполнение нарушителей обяжут выплатить штраф — 30000 рублей и вдобавок отнимут водительские права на 1,5-2 года.
  2. Грубым нарушением является ситуация, в которой автомобилист сбивает пешехода и оставляет место преступления, не убедившись в отсутствии у него опасных для здоровья и жизни состояний. Одна из мер наказания за такое деяние — штраф до 80000 рублей или штраф в размере з/п либо другого дохода виновника за 6 месяцев.

Судебная практика об оставлении места дтп - 4

Точный размер налагаемых санкций определяется судом.

Место ДТП покинуть всё-таки можно

Если результатом ДТП стал смертельный исход для одного гражданина, а виновное лицо покинуло место преступления, то его посадят за решетку на период 2-7 лет с запретом на 3 года на определенные виды деятельности и должности. Ранее за данное правонарушение виновного принуждали на 4 года к исправительным работам или сажали за решетку на 5 лет максимум, отбирая на 3 года права.

До изменений правонарушителя могли приговорить к пяти годам работ или лишению свободы максимум на 7 лет. Также виновник на 3 года лишался прав.

Как доказывается правонарушение

Для доказательства вины в суде могут использоваться записи с уличных камер слежения и видеорегистраторов, а также показания очевидцев произошедшего. Более 95% случаев с оставлением виновниками мест аварий благодаря полученным данным раскрываются следователями, и розыск виноватых автомобилистов заканчивается привлечением их к ответственности.

Для доказательства причинения ущерба необходима процедура осмотра пострадавшего автомобиля. Проводить его может как независимый эксперт, так и представитель от страховой компании любой стороны, однако такой осмотр может быть предвзятым.

Лишение прав и свободы при уезде с места ДТП

Наезд на пешехода и побег могут лишить нарушителя денег, а могут грозить потерей свободы. Для наказания предусмотрено также тюремное заключение до 1 года. Выбор меры пресечения производится в суде.

По степени нанесенного вреда и наличию пострадавших с летальным исходом виновников приговаривают к тюремному заключению:

  • до 4 лет, если у пострадавших имеются тяжелые травмы;
  • до 7 лет, если умер один человек;
  • до 9 лет при гибели двух человек и более.

Судебная практика об оставлении места дтп - 5

За незаконный уезд с места происшествия виновника могут посадить под арест, но чаще лишают прав на 1-1,5 года. Точный период зависит от того, имел ли нарушитель умысел (скрыть управление автомобилем после употребления алкоголя или наркотиков) и привлекался ли ранее к ответственности.


Adblock detector