14.02.2020     Комментарии к записи Основные причины дтп по вине пешеходов отключены
 

Основные причины дтп по вине пешеходов


С участием велосипедистов

Водителям и пешеходам легче всего следить друг за другом и подмечать все нарушения, которые они допускают в ходе участия в процессе дорожного движения. Одни сетуют на людей, которые выбегают на проезжую часть в неположенном месте, другие недовольны, что их не уважают на «зебре».

Противостояние двух лагерей будет длиться вечно, но это не повод рисковать своими жизнями.

Так или иначе, большой процент ДТП с участием пешехода приходится на вечер и ночь, когда на улице уже темно. Автомобилист может не сразу заметить человека, особенно если у него темная, неприметная в сумерках одежда.

Что касается самих пешеходов, то они нарушают правила в любое время суток одинаково, не делая скидку на то, что в темноте их труднее разглядеть.

По этой причине рекомендуется иметь одежду со светоотражающими элементами, нашитыми на куртку, штаны, головной убор. С такими нашивками человек становится более заметным на улице и имеет все шансы избежать попадания в неприятную ситуацию.

Пешеходы в большинстве случаев становятся виновниками дорожно-транспортных происшествий из-за нарушения ими правил ПДД. Они могут игнорировать светофор и переходить дорогу при красном свете или рискнуть перебежать улицу в неположенных местах.

Причин таких нарушений много. Наиболее частые:

  1. Спешка. Когда человек очень торопится, он может прийти к решению сократить путь и перейти улицу в удобном для него месте, пренебрегая всеми теми правилами, которым их учили в школе.
  2. Незнание ПДД. Если человек не понимает, где можно, а где нельзя пересекать полосу движения автотранспорта, он принимает решение по наитию – выбирает тот путь, который кажется ему самым безопасным и удобным. Здесь можно выделить несколько подпунктов:
  • — Ребенок может случайно выбежать на дорогу за мячом, увлекшись игрой или по иной причине. Это нередкий случай для спальных районов, именно там чаще всего устанавливаются ограничивающие скорость до 40 км/ч знаки.
  • — Пенсионер, который привык жить во времена дефицита автомашин на улицах, смело выходит на дорогу в любом удобном ему месте. Убедить его в том, что теперь это стало опасно и число транспорта на улицах стало больше, практически невозможно.
  • — Местный житель, привыкший к наличию пешеходного перехода ранее именно в этом месте. Переход могли демонтировать, а знак перенести, но человек может этого не заметить и по старой памяти пересекать улицу там, где это делал раньше.
  • — Человек, догоняющий общественный транспорт, может нарушить правила и легко попасть под идущие за автобусом машины.

В список включены самые распространенные варианты ДТП с участием пешехода, являющегося нарушителем. Автомобилистам и людям, передвигающимся пешком, стоит иметь их в виду во избежание столкновений и несчастных случаев.

Наезд на пешехода

Переходя через дорогу там, где отсутствует пешеходный переход, никто не имеет права создавать своим появлением помехи движению транспорта. Он не должен неожиданно возникать на пути автомобильного потока из-за стоящих у обочины грузовиков, других препятствий, которые ограничивают обзор.

Последняя рекомендация относится также к случаям, когда человек переходит улицу по «зебре», но водитель не видит его издалека из-за припаркованных перед ней машин.

Если случится ДТП, наезд на пешехода станет считаться виной водителя, однако пешеход может поплатиться здоровьем за такую оплошность со своей стороны.

Поэтому в него же интересах выходить на «зебру» осторожно, убедившись, что его видно в потоке несущихся к переходу машин.

Нарушение пешеходами правил дорожного движения наказывается штрафом, максимальная сумма которого составляет 1000 руб.

Но если последствием такого нарушения станет авария с более тяжкими последствиями, наказание будет следующим:

  • 1-1,5 тыс. руб. – вред здоровью легкой/средней тяжести,
  • уголовная ответственность (2 года лишения свободы) – тяжкий вред здоровью,
  • до 4 лет лишения свободы — смерть пострадавшего,
  • до 7 лет – за смерть 2 и более людей.

Мы видим, пешеход тоже будет серьезно наказан за нарушения ПДД, поскольку оно может повлечь за собой весьма серьезные последствия. Поэтому соблюдать все предписания, связанные с регулировкой движения на проезжей части, он обязан наряду с любым автомобилистом.

Происшествия с велосипедистами практически всегда заканчиваются тяжкими тяжелыми повреждениями или смертельным исходом.

Причинами высокой аварийности с участием велосипедистов являются:

  • невнимательность водителей при повороте направо. Поскольку велосипедистам запрещено движение по тротуарам, то в большинстве случаев они ездят по крайне правой полосе проезжей части и при повороте автотранспорта в этом направлении подвергаются большой опасности;
  • не предоставление дороги велосипедисту на перекрестке. Любители велосипедов являются полноценными участниками дорожного движения и имеют такие же права, как и водители автомобилей;
  • пренебрежение велосипедистами светоотражающих элементов, при отсутствии которых в темное время суток они не заметны на проезжей части;
  • невозможность корректно оценить скорость движения велосипеда и предполагаемый тормозной путь.

ДТП может случиться и при участии велосипедиста и пешехода. В большинстве случаев такие несчастные случаи случаются при пренебрежении велосипедистами правил движения, а именно пункта 9.9 (движение по тротуарам запрещено).

Госавтоинспекция ежегодно приводит статистические данные основных причин аварийности, чтобы можно было привлечь внимание участников дорожного движения к существующим проблемам и найти способы снизить количество дорожных происшествий.

Причина дорожной аварии Количество аварий Пострадало, чел. Со смертельным исходом
Нарушения правил движения водителями 140 546 132 218 43 542
Нарушения пешеходами 38 564 32 134 27 976
Превышение скорости 123 629 146 052 28 673
Алкогольное опьянение 87 563 67 081 35 739

Существует пять основных причин, приводящих к транспортному приключению.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно!

  1. Авария по вине водителя транспортного средства. Это самая распространенная причина ДТП. Безответственное поведения владельца автомобиля стало причиной многих трагических последствий в жизни людей. Самый распространенные факторы, которые ведут к аварии это: нетрезвый водитель транспортного средства, превышение скорости допустимой на данном участке дороги, неправильный обгон, несоблюдение дистанции с другими средствами передвижения, игнорирование сигналов светофора, отвлечение на другие дела, невнимательность, другие нарушения правил дорожного движения. Однако среди всех факторов особое значение приобрел фактор превышения скорости. В разных странах он стал виной смерти и инвалидности множества граждан. Нередки случаи, когда водитель транспортного средства настолько утомлен, что засыпает, и становится виновником транспортного происшествия. Также страшную роль может сыграть отсутствие опыта вождения автомобиля.
  2. Транспортное происшествие, виновником которого стал пешеход. Чаще всего попасть в аварию пешеход может, пересекая дорогу в неположенном месте, а также не беря во внимание сигнал светофора. Причины ДТП по вине пешехода могут включать состояние алкогольного опьянения, невнимательность, желание выиграть во времени, не сознание опасности, которая таит в себе дорога. Нередко в ДТП попадают дети, выбегая на дорогу в игре, а также пенсионеры, люди с ограниченными возможностями неспособными среагировать на приближение опасности.
  3. Распространенной причиной дорожного происшествия является техническая неисправность автомобиля. Существует перечень неисправностей транспортного средства, при наличии которых запрещено передвижение транспортного средства. Наличие технического осмотра и ответственность водителя могут свести к минимуму аварийность по этой причине. Как правило, водитель перед выездом в состоянии обнаружить неисправность, которая может привести к ДТП. По статистике всего лишь 3% аварий по причине неисправности произошли из-за дефекта транспортного средства, которое незаметно водителю.
  4. Дорожные условия, которые способствуют аварийности. К таким причинам относятся: скользящее дорожное покрытие, ухабы и ямы на дорогах, ограничение в видимости на дороге и другие. Открытые люки стали причиной многих аварий, опрокидывания транспортного средства, выезда его на встречную полосу движения.Большое количество ДТП приходится на темное время суток. На участках дороги с плохим освещением довольно тяжело увидеть пешехода в темной одежде. Поэтому для обеспечения безопасности человеку, который часто пересекает дорогу в темное время суток лучше приобрести одежду со светоотражателями.
  5. ДТП может произойти по причине халатности других участников дорожного движения, например, велосипедистов. Неисправный светофор, вовремя несрезанные ветви деревьев над дорогой, упавшее дерево.

Сложные метеоусловия, дожди, снегопады, гололедица также являются частой причиной ДТП.

Виновником ДТП могут стать: пешеход, водитель средства передвижения, иные участники дорожного движения. В зависимости от решения суда ответственность несет виновный в ДТП.

Ответственность может быть возложена на дорожную службу, в случае если авария произошла по причине не соответствующего нормам состоянию дорог. Также виновной стороной может быть служба ГИБДД, в случае неисправности светофора.

Основные

Итак, по данным ГИБДД основными причинами возникновения дорожных происшествий являются:

  • употребление водителями спиртных напитков или наркотических препаратов;
  • несоблюдение установленных законодательством правил движения;
  • невнимательность водителей или пешеходов;
  • неисправность транспортных средств;
  • плохая видимость на проезжей части;
  • плохое состояние дорожного покрытия.

Рассмотрим наиболее частые причины ДТП более подробно.

По вине водителя

Причинами ДТП и травматизма людей по вине водителей автотранспортных средств являются:

  • невнимательность, которая может быть вызвана различными факторами: усталость, плохое самочувствие, перевозка детей, требующих отдельного внимания и так далее;
  • нарушение правил движения. К наиболее существенным причинам высокой аварийности относятся: превышение скоростного режима, неправильный проезд перекрестков (особенно это касается нерегулируемых перекрестков, где приоритетными считаются установленные дорожные знаки), выезд на полосу встречного движения для обгона или совершения каких-либо иных маневров;
  • алкогольное опьянение. По статистике около 27% дорожных происшествий случаются по вине водителя, находящегося в нетрезвом состоянии. Однако следует отметить, что эта цифра за последние 2 – 3 года несколько снизилась (приблизительно на 6% – 7%);
  • эксплуатация автотранспорта в неисправном техническом состоянии. В настоящее время по дорогам России передвигаются как новые автомобили, так и практически раритетная техника, которая не во всех ситуациях поддается качественному ремонту.

Можно отметить и иные причины дорожных аварий, которые происходят по вине водителей. например, неправильное использование телефона во время эксплуатации машины, увлеченность музыкой, фильмом, разговоры за рулем, курение и так далее.

Наезд на пешехода по вине водителя

Прежде чем переходит к рассмотрению конкретных дорожных ситуаций, хочу отметить, что большое количество наездов на пешеходов происходит в темное время суток. Связано это с тем, что водитель не всегда успевает вовремя заметить на дороге пешехода в темной одежде и затормозить. Что касается пешеходов, то далеко не каждый из них понимает, что в темное время суток водителю хуже видно дорогу. Поэтому многие пешеходы переходят дорогу точно также, как делают это днем.

Если Вам приходится часто переходить дорогу в темное время суток, тем более дорогу неосвещенную или плохо освещенную, то рекомендую обзавестись светоотражающими элементами одежды. Например, это могут быть 2 белые светоотражающие полосы на штанинах брюк. Пешехода с подобными элементами хорошо видно в темноте, поэтому риск попасть под колеса намного меньше.

Примечание. Напомню, что с 1 июля 2015 года пешеходы вне населенных пунктов обязаны иметь световозвращатели. В населенных пунктах такой обязанности нет, однако правила все же рекомендуют иметь подобные элементы.

Перейдем к рассмотрению аварий по вине пешеходов. Для того, чтобы пешеход оказался виновником ДТП, необходимо, чтобы он нарушил один из пунктов ПДД. Чаще всего имеют место следующие нарушения:

  • Пешеход переходит дорогу по регулируемому переходу на красный сигнал светофора.
  • Пешеход переходит дорогу вне пешеходного перехода.

1. Пешеход торопится и поэтому хочет перейти дорогу по кратчайшему пути. Именно спешка является причиной очень многих дорожно-транспортных происшествий. Поэтому если Вы понимаете, что приходится торопиться при участии в дорожном движении, то остановитесь на пару минут и переведите дух. Лучше опоздать по делам, чем попасть в ДТП и опоздать еще больше.

2. Пешеход не знает правил и переходит там, где маневр ему кажется наиболее удобным и безопасным. Этот пункт может быть разбит на несколько распространенных ситуаций:

  • Пешеход-ребенок выбегает на дорогу в процессе игры. Чаще всего такие случаи происходят в спальных районах городов, поэтому там устанавливают знаки, дополнительно ограничивающие скорость (40 км/ч).
  • Пешеход-пенсионер, который помнит те времена, когда машины были диковинкой и появлялись на дороге не чаще раза в неделю. Поэтому он ходит по проезжей части, как по тротуару. Такого пешехода, к сожалению, переубедить очень сложно.
  • Местный пешеход, который по привычке переходит дорогу там, где еще недавно был пешеходный переход. Организацию дорожного движения время от времени меняют, в связи с этим исчезают привычные переходы. Однако далеко не каждый пешеход обращает внимание на знаки и разметку. Многие продолжают ходить по привычному маршруту в течение нескольких недель после демонтажа пешеходного перехода. Ситуация довольно опасная, так как водители уже не уступают дорогу, а пешеходы все равно идут.
  • Пешеход бежит за троллейбусом. В данном случае человек сильно нервничает, т.к. боится опоздать на общественный транспорт. При этом спешка затуманивает мозг и пешеход может вообще не обратить внимание на автомобили, перед которыми он пытается проскочить. Так что будьте крайне внимательны проезжая мимо остановок общественного транспорта. Рядом с ними ежегодно происходит огромное количество наездов на пешеходов.

Это лишь несколько распространенных ситуаций, о которых должны знать и пешеходы и водители.

Напомню, что при переходе проезжей части вне пешеходного перехода (на перекрестке или просто на дороге) пешеход не должен создавать помех транспортным средствам и выходить из-за препятствий, ограничивающих обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся машин.

Кроме того, рекомендую и на пешеходных переходах не выходить из-за припаркованных автомобилей, не убедившись в собственной безопасности. В случае ДТП на переходе виноватым скорее всего окажется водитель автомобиля, однако и самому пешеходу следует позаботиться о собственной безопасности. Не следует выходить на переход не глядя. Лучше постоять подольше и дождаться, когда Вас пропустят, чем поспешить и уехать в больницу на автомобиле скорой помощи.

В отличие от пешехода водитель может допустить гораздо больше нарушений, которые приведут к наезду:

  1. ДТП на нерегулируемом пешеходном переходе. Причиной наезда может послужить то, что водитель вовремя не заметил пешехода, либо вообще не заметил пешеходный переход.
  2. ДТП при повороте на перекрестке (пункт 13.1 ПДД) либо при съезде с дороги (пункт 8.3 ПДД). К сожалению, далеко не каждый водитель знает о том, что при повороте следует уступить дорогу пешеходам. Кроме того, далеко не всегда удается заметить пешехода, которого скрывают припаркованные автомобили или других препятствия.
  3. Наезд на пешехода на регулируемом пешеходном переходе.
  4. ДТП вне пешеходного перехода при движении с превышением скорости или при нарушении другого пункта правил.

Однако не только нарушения правил могут послужить причиной наезда. Существуют несколько ситуаций, при которых водителю следует быть особо внимательным:

  1. Остановки общественного транспорта. В непосредственной близости от них пешеходы могут неожиданно появляться на дороге.
  2. Притормаживающие автомобили. Некоторые водители пропускают пешеходов везде (в том числе вне пешеходных переходов) и если этого вовремя не заметить, можно попасть в неприятное ДТП.
  3. Припаркованные у края проезжей части автомобили. Хаотичная парковка транспортных средств затрудняет движение по дороге. Однако это не останавливает пешеходов и они могут неожиданно выйти на проезжую часть.
  4. Пешеходы, переходящие проезжую часть в темное время суток и не имеющие светоотражающих предметов. Даже на пешеходном переходе человека, одетого в темную одежду, удается заметить не сразу.
  5. Неширокие дороги в спальных районах города. На такую дорогу может неожиданно выбежать ребенок, увлеченный игрой.

Например, нерегулируемый пешеходный переход, расположенный около остановки общественного транспорта, рядом с которым припаркован грузовик или микроавтобус, в темное время суток. В такую ситуацию может попасть любой водитель. Вероятность неожиданного появления пешехода при этом довольно большая, а заметить его вовремя оказывается довольно сложно. Так что будьте предельно осторожны, двигайтесь со скоростью 20-30 км/ч, внимательно следите за другими участниками движения.

Люди, управляющие транспортным средством, имеют больше шансов нарушить правила ПДД, да и последствия бывают более серьезными.

ДТП с пешеходом чаще всего случаются при следующих обстоятельствах:

  • Водитель не смог заметить идущего по нерегулируемому переходу человека или не придал значения тому, что подъезжает к пешеходному переходу.
  • Согласно ПДД, водитель обязан пропустить пешеходов, когда поворачивает или съезжает с трассы. Однако он забыл о данном пункте Правил или же не заметил людей по причине стоящих рядом автомашин или других высоких препятствий.
  • Автомобилист проигнорировал людей, идущих по переходу.
  • Автовладелец превысил дозволенную скорость или нарушил одно из иных правил ПДД, в результате смог вовремя притормозить при неожиданном появлении на дороге человека.

Во избежание ДТП с участием пешехода автомобилистам надо обращать особое внимание на следующее:

  • Остановки городского транспорта. Здесь часто появляются люди, которые либо догоняют автобус, либо выходят из него и сразу стремятся перейти дорогу в неразрешенном месте.
  • Притормаживающие рядом либо впереди автомашины. Нередки случаи, когда водители решают пропустить людей, перебегающих улицу там, где нет перехода. Если своевременно не заметить такой «широкий жест» со стороны соседнего автомобилиста, можно спровоцировать несчастный случай.
  • Припаркованный транспорт. В больших городах нередко машины паркуют где попало. Это сильно мешает автомобильному движению, однако пешеходы появляются на проезжей части в любом случае, и зачастую это бывает неожиданностью для тех, кто находится в ту минуту за рулем.
  • Езда в сумерки и в темноте. Людей в однотонной одежде без светоотражателей заметить довольно трудно, поэтому не только на переходе, но также в любых других местах, где могут появиться случайные пешеходы, надо оставаться предельно внимательными.

Апогеем для любого автомобилиста может стать ситуация, когда он подъезжает темным вечером к нерегулируемому переходу рядом с автобусной остановкой, а рядом на обочине стоит грузовик.

В этой и других схожих ситуациях следует снизить скорость до минимальной и проследить за всеми участниками движения, включая находящихся поблизости людей.

В зависимости от последствий дорожного происшествия, водитель, ставший виновником ДТП может нести такие виды ответственности:

  1. Уголовную ответственность (лишение свободы до 8 лет).
  2. Административную ответственность (штраф, лишение водительского удостоверения).
  3. Гражданскую ответственность (возмещение ущерба пострадавшему лицу).

Если вред нанесен другому автомобилю, то виновника ждет административная ответственность в виде штрафа ГИБДД, и гражданская ответственность в виде компенсации ущерба пострадавшей стороне.

Если пострадал пешеход, то статья 1079 Гражданского Кодекса РФ обязывает виновного водителя оплатить расходы на его лечение.

Несмотря на то что пешеходы имеют меньше причин и ситуаций для создания ДТП, они могут стать его виновником.

Отсутствие прав не освобождает пешехода от необходимости соблюдения правил движения на дороге. Законодательством предусмотрена ответственность пешехода за нарушения, которые привели к аварии.

Административная ответственность пешехода определяется штрафом в пределах 500 рублей.

Если в результате ДТП был причинен вред здоровью и жизни другого участника происшествия, то предусмотрена такая ответственность:

  1. Штраф в пределах 1000-1500 рублей.
  2. Лишение свободы сроком до 2 лет, если пострадавший получил тяжелые травмы.
  3. Лишение свободы сроком до 4 лет, если авария повлекла за собой смерть участника ДТП.
  4. Лишение свободы сроком до 7 лет, если погибли двое и более человек.

Пешеход является полноправным участником движения на дороге и несет полную административную, уголовную и гражданскую ответственность за свои действия.

С мотоциклистами

Мотоциклисты представляют собой особую опасность на проезжей части, так как:

  • двигаются с большой скоростью. Современные мотоциклы отличаются высокой мощностью, чем часто и пользуются водители этого вида транспортного средства;
  • невнимательны. При езде на мотоцикле большая доля внимания уделяется скорости и балансировке, а не оценке дорожной ситуации;
  • мотоциклисты часто пренебрегают правилами движения: стремятся въехать в ограниченное пространство между иными транспортными средствами, считают, что благодаря скорости, успеют «проскочить» перекресток на желтый сигнал светофора и так далее.

В большинстве случаев, дорожные аварии с мотоциклистами заканчиваются смертельным исходом.

Как определить виновного

Вина водителя или пешехода определяется исходя из возможности избежать, какой-либо стороной, происшествия. Для определения вины водителя проводится авто-техническая экспертиза транспортного средства.

Если по техническим причинам водитель не мог избежать аварии, то есть сделал всё возможное чтобы избежать её, он признается не виновным в происшествии.

Законодательно закреплено за пешеходом право подать в суд на водителя и потребовать компенсации ущерба, вне зависимости от результатов экспертизы. Для пешехода срок исковой давности не имеет конечной даты, а для водителя – это три года после происшествия.

Меры предотвращения аварий

Для снижения количества дорожных аварий правоохранительными органами принимаются следующие меры:

  • систематическая работа с водителями, в которую входят: выдача памяток по безопасности возжжения при регистрации автотранспорта, повышение уровня квалификации, ознакомление через средства массовой информации с нововведениями, информирование об ухудшении дорожных условий и так далее;
  • проведение профилактической работы с пешеходами. Ознакомление несовершеннолетних с правилами движения;
  • повышение уровня подготовки начинающих водителей. В последнее время увеличились требования не только к кандидатам в водители, но и учебным учреждениям, а так же к сдаче теоретической и практической частей экзамена;
  • информирование населения о причинах ДТП. Проведение тренингов для сокращения аварийных ситуаций и устранения тяжких последствий;
  • улучшение качества дорожного покрытия;
  • введение увеличенных штрафов за грубые правонарушения и ужесточение контроля за нарушениями;
  • введения контроля за передвижением автотранспорта, принадлежащего юридическим лицам: обязательный предрейсовый и послерейсовый медицинский контроль, назначение ответственных лиц за выпуск на линию и так далее;
  • ужесточение требований по проведению технического осмотра автотранспорта и увеличению обязательного техосмотра для отдельных категорий транспортных средств (например, рейсовых автобусов, маршрутных такси);
  • проведение контроля за регистрацией автотранспорта, ввоза автомобилей из иных государств.

Таким образом, статистика аварий на дорогах Российской Федерации не утешительна. Число аварий, хоть и ежегодно сокращается, до сих пор находится на достаточно высоком уровне.

Основные причины дтп по вине пешеходов

Сотрудниками автоинспекции постоянно контролируется ситуация на дорогах, при помощи камер видеофиксации и патрульных экипажей и принимаются меры к сокращению аварийности.

Права сбитого пешехода и компенсация

Кто бы ни был виновником аварии, пострадавший пешеход имеет право на компенсацию материального ущерба и затрат на восстановление здоровья. Часть компенсации выплачивается страховой компанией (ОСАГО).

Компенсация может быть разная в зависимости от характера ущерба:

  1. Нанесения вреда здоровью и жизни пешехода (до 160 тыс. руб.).
  2. Нанесение вреда имуществу пешехода (120 тыс-160 тыс. руб.).

Размер компенсации рассчитывается в соответствии с Уголовным кодексом РФ (глава 56). Выплата моральной компенсации пострадавшему определяется в ходе судебного разбирательства.

Если в суде доказана невиновность водителя или преднамеренное действие пострадавшего, то компенсация может быть отменена.


Adblock detector