13.02.2020     Комментарии к записи Порядок списания машины с баланса отключены
 

Порядок списания машины с баланса


Необходимо ли согласование сделки с учредителем?

Пунктом 1 ст. 296 ГК РФ установлено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется данным имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества и, если иное не предусмотрено законом, распоряжается этим имуществом с согласия его собственника.

Как следует из ст. 298 ГК РФ, п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться:

  • ОЦДИ, закрепленным за ним собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества;

  • недвижимым имуществом.

https://www.youtube.com/watch?v=Jgx9LIkb8ps

Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Исключение предусмотрено п. 13, 14 ст. 9.2, абз. 3 п. 3 ст. 27 Закона № 7-ФЗ в отношении крупной сделки, размещения денежных средств на депозитах, сделки с ценными бумагами и сделки с заинтересованностью.

Таким образом, поскольку автомобиль является ОЦДИ, бюджетному учреждению необходимо получить согласие учредителя на его продажу. Отметим, что федеральные учреждения получают согласие в порядке, установленном ведомственными документами. Например, для подведомственных учреждений названный порядок утвержден Приказом Росздравнадзора от 28.03.2011 № 1495-Пр/11. Региональные и муниципальные учреждения руководствуются местными актами.

Порядок оформления решения о списании автомобиля напрямую связан с причиной списания. Если эта причина вынужденная, то есть необходимость списания возникает в результате хищений, порчи имущества, а также в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, то в первую очередь проводится инвентаризация (п.

81 СГС «Концептуальные основы») у лица, у кого находился автомобиль. Факт хищения или порчи фиксируется в инвентаризационной описи (сличительной ведомости) (ф. 0504087) как недостача инвентаризуемого объекта. На основании описи составляются ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) и акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835).

Сам факт хищения или порчи подтверждают справками – из органов внутренних дел о возбуждении уголовного дела, органов Министерства чрезвычайных ситуаций – о произошедшем стихийном бедствии.

Порядок списания машины с баланса

В случае, когда прекращение эксплуатации автомобиля происходит по причине физического, морального износа, решение о списании автомобиля принимает постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию активов. Такое решение оформляется также актом о списании (ф. 0504105), и в качестве причины списания автомобиля следует указать перечень неисправностей, исключающий дальнейшую эксплуатацию, либо иные основания, по которым дальнейшая эксплуатация невозможна.

Перечень неисправностей, особенно если он длинный, уместнее оформлять отдельным документом (например, дефектной ведомостью), а уже в акте о списании сослаться на него. Форма дефектной ведомости для организаций госсектора не унифицирована, ее можно составить в любом удобном для учреждения виде. И поскольку она не является первичным учетным документом, на нее не распространяются требования о составе обязательных реквизитов.

Приведем примерный образец дефектной ведомости.

В учреждении может не оказаться специалистов должного уровня квалификации для составления дефектной ведомости, необходимой квалификацией могут не обладать и члены комиссии по поступлению и выбытию активов. В этом случае, как правило, прибегают к помощи сторонних специализированных организаций (автосервисных компаний) для оформления акта технического осмотра.

В рамках утвержденного субъектом учета графика документооборота списание основных средств (в частности, автотранспорта) может дополнительно оформляться приказом на списание.

Как и дефектная ведомость, приказ не имеет установленной унифицированной формы, его вид и содержание будут определяться правилами оформления внутренних локальных актов, принятых в учреждении. В содержательной части приказа указываются лица, ответственные за процедуру списания, контролирующие исполнение приказа;

Выбытие автотранспортного средства с балансового учета может осуществляться в случае выявления несоответствия условиям признания актива, которое фиксируется инвентаризационной комиссией в инвентаризационной ведомости (ф. 0504087) (Письмо Минфина РФ от 25.07.2018 № 02-07-10/52275). Дальнейший учет утилизации автомобиля при этом осуществляется на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до момента определения целевой функции выбывшего с балансового учета имущества.

Согласование списания требует недвижимое и особо ценное движимое имущество (п. 10 ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 2 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»), критерии отнесения к которому устанавливают органы власти, осуществляющие функции и полномочия учредителя.

Органы исполнительной власти публично-правовых образований РФ, исполняющие полномочия по распоряжению имуществом, закрепляют порядки согласования списания имущества для учреждений соответствующего уровня бюджета. Например, федеральные государственные учреждения в общей части руководствуются Приказом Минэкономразвития РФ № 96, Минфина РФ № 30н от 10.03.

Порядок списания машины с баланса

2011 «Об утверждении порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления».

– перечень объектов федерального, государственного или муниципального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию;– копия решения о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании имущества (с приложением положения о данной комиссии и ее состава, утвержденных приказом руководителя организации) в случае, если такая комиссия создается впервые, либо в случае, если в ее положение либо в состав внесены изменения;

– копия инвентарной карточки;– техническое заключение независимого эксперта с приложением документов, подтверждающих его полномочия по осуществлению соответствующей деятельности на территории РФ. К техническому заключению должны быть приложены фотографии объектов движимого имущества, в отношении которых принято решение о списании.

а) копию паспорта транспортного средства;

б) копию свидетельства о регистрации транспортного средства;

в) копию документа о прохождении последнего техосмотра.

В упомянутых приказах учредителей устанавливаются сроки рассмотрения всех представленных документов и утверждения согласования списания имущества. Учреждение, в свою очередь, до получения решения собственника не отражает в бухгалтерском учете выбытие ОС и не проводит никаких мероприятий, преду­смотренных актом о списании (п.

Обратите внимание, что необходимость согласования с собственником имущества не распространяется на операции выбытия с балансового учета по причине несоответствия критериям признания актива. Как отметил Минфин в Письме от 21.09.2018 № 02-07-10/67934, определение способа ведения бухгалтерского учета относится к исключительной компетенции субъекта учета, не является распоряжением имуществом и не требует согласования с собственником.

carrecycle.jpg

Процедура списания автотранспортного средства также включает в себя снятие с учета в органах ГИБДД (п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»). Дата снятия автомобиля с учета проставляется в акте о списании в специально отведенном поле.

С этой даты транспортное средство не является объектом обложения транспортным налогом. Автомобиль, находящийся в розыске, не признается объектом обложения транспортным налогом. Но факт угона необходимо подтвердить документом, выдаваемым уполномоченным органом (справкой об угоне ТС, выдаваемой органами внутренних дел РФ). Прекращение обязанностей налогоплательщика наступит с даты угона, указанной в справке.

Необходима ли оценка автомобиля для его продажи?

Реализация имущества бюджетного учреждения осуществляется по рыночной стоимости. В случае продажи государственного (муниципального) имущества, в том числе автомобиля, проведение оценки обязательно (ст. 8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ). Договор на оценку должен содержать условия, перечисленные в ст. 10 Закона № 135-ФЗ. К ним, в частности, относятся:

  • цель оценки;

  • описание объекта или объектов оценки, позволяющее осуществить их идентификацию;

  • вид определяемой стоимости объекта оценки;

  • размер денежного вознаграждения за проведение оценки;

  • дата определения стоимости объекта оценки;

  • сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика в соответствии с данным законом;

  • наименование саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, и место нахождения этой организации;

  • указание на стандарты оценочной деятельности, которые будут применяться при проведении оценки.

В силу ст. 11 Закона № 135-ФЗ итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки. Итоговая величина рыночной стоимости автомобиля, указанная в отчете, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки. Она действительна в течение шести месяцев (см. ст. 12 Закона № 135-ФЗ).

Случаи, когда из закона прямо следует, что торги проводить не нужно, определены в ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ. В соответствии с положениями статьи данная процедура не нужна, если автомобиль покупает субъект малого или среднего предпринимательства, который брал его в аренду у учреждения, поскольку законом за ним закреплено преимущественное право покупки.

К тому, что торги можно не проводить, склоняются некоторые суды при рассмотрении споров между государственными учреждениями и федеральной антимонопольной службой. Так, в Постановлении АС МО от 26.10.2016 № Ф05-7370/2015 по делу № А40-129135/12 арбитры отметили следующее. Исходя из ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, а также иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, осуществляется исключительно по результатам проведения конкурса или аукционов.

Поскольку в законе речь идет о проведении торгов только в отношении договоров, которые предусматривают переход прав владения или пользования, но не переход права собственности, заключение договоров, направленных на переход права собственности, данным законом не регулируется. В связи с вышесказанным такой договор и не должен заключаться по итогам проведения торгов (Определением ВС РФ от 31.03.2017 № 305-ЭС16-21019 в пересмотре дела № А40-129135/12 отказано).

Однако ФАС считает продажу имущества, находящегося в оперативном управлении, без торгов незаконной государственной или муниципальной преференцией (см. Письмо от 05.08.2013 № АГ/30312/13). Во избежание привлечения к административной ответственности рекомендуем провести торги либо получить в ФАС согласие на продажу автомобиля без торгов.

Утилизация списанного автомобиля.

Мы уже отмечали, что утилизация может осуществляться в разных формах: учреждение может сдать списанный автомобиль на металлолом и получить выручку от реализации металлолома, может только понести затраты, связанные с утилизацией (например, в случае, когда утилизация автомобиля производится силами специализированной организации и учреждение оплачивает услуги утилизации и уничтожения), наконец, старый, списанный автомобиль может быть принят автосалоном в качестве частичной оплаты приобретения нового автомобиля по программе трейд-ин.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Списание автомобиля в бухгалтерском учете при получении разрешения на списание

Списана начисленная ранее амортизация

0 104 25 (35) 411

0 101 25 (35) 410

Списан ранее начисленный убыток от обесценения (при наличии)

0 114 25 (35) 412

0 101 25 (35) 410

Списана остаточная стоимость автомобиля (при наличии)

0 401 10 172

0 101 25 (35) 410

Оприходованы запасные части, пригодные к дальнейшему использованию

0 105 36 340

0 401 10 172

Принят к забалансовому учету списанный автомобиль до момента его утилизации

02

Оприходование и реализация металлолома

Оприходован металлолом в результате разбора, демонтажа автомобиля

0 105 36 340

0 401 10 172

Начислена задолженность вторресурсной организации за сданный металлолом

0 209 89 560

0 401 10 172

Списана себестоимость реализованного металлолома

0 401 10 172

0 105 36 440

Получены денежные средства от реализации металлолома

0 201 11 510*
Забалансовый счет 17

0 209 89 660

Уменьшен показатель по счету 02 после проведения мероприятий по утилизации

02

Утилизация силами сторонней организации за плату

Отражена задолженность перед организацией за проведенную утилизацию

0 401 20 226

0 302 26 730

Оплачена задолженность

0 302 26 830

0 201 11 610
Забалансовый счет 18

Определен финансовый результат операций по утилизации

0 401 10 172

0 401 20 226

Уменьшен показатель по счету 02 после проведения мероприятий по утилизации

02

Реализация автомобиля по программе трейд-ин

Отражена задолженность покупателя (автосалона) в оценочной стоимости сдаваемого автомобиля

0 209 89 560

0 401 10 172

Сформированы капитальные вложения при приобретении нового автомобиля и признана кредиторская задолженность перед поставщиком (автосалоном)

0 106 21 (31) 310

0 302 31 730

Погашены взаимные требования

0 302 31 830

0 209 89 660

Принят к учету и введен в эксплуатацию автомобиль

0 101 25 (35) 310

0 106 21 (31) 310

* В таблице приведен пример отражения получения денежных средств в учете бюджетных (автономных) учреждений, у казенных учреждений средства могут быть зачислены на счет ПБС – 1 304 05 000 либо на счет администратора доходов – 1 210 02 000.

Напомним, что доходы от выбытия активов – пригодные к эксплуатации (реализации) запасные части, металлолом с возможностью реализации – являются собственными доходами бюджетного или автономного учреждения и отражаются по коду финансового обеспечения 2 (приносящая доход деятельность), вне зависимости от источника, на котором учитывался ранее сам выбывший объект.

– данными о ценах на аналогичные материальные ценности, полученными в письменной форме от организаций-изготовителей;– сведениями об уровне цен, имеющимися у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;– экспертными заключениями (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов (п. 25 Инструкции № 157н).

При принятии имущества на забалансовый учет на счете 02 «Материальные ценности, полученные на хранение» до момента его утилизации применяется условная оценка «один объект – один рубль» (п. 335 Инструкции № 157н). В том случае, когда на этот же счет к учету принимается имущество, переставшее отвечать критериям актива, оценка может быть как условной, так и иной – в сумме остаточной или балансовой стоимости выбывшего имущества. Правила оценки такого имущества должны быть установлены учетной политикой учреждения (Письмо Минфина РФ от 15.12.2017 № 02-07-07/84237).

Немного о налогах.

Учреждения – плательщики налога на прибыль должны помнить, что стоимость материалов (запасных частей и металлолома), полученных при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, относится к внереализационным доходам (п. 13 ч. 2 ст. 250 НК РФ). Датой признания таких доходов станет день их принятия к учету, что оформляется актом приемки материалов (ф. 0504220).

Одновременно налоговая база может быть уменьшена на сумму внереализационных расходов, к которым относятся расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств (п. 8 ч. 1 ст. 265 НК РФ), но только в том случае, если выводимое из эксплуатации имущество отвечает признакам амортизируемого имущества в целях применения гл. 25 НК РФ (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Порядок списания машины с баланса

Выручка от реализации металлолома, в свою очередь, является доходом от реализации (п. 1 ст. 249 НК РФ), который может быть уменьшен на рыночную стоимость этого имущества (пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ). Таким образом, если металлолом реализован по той же цене, по которой он был оприходован, то налогооблагаемая прибыль от реализации будет равна нулю.

С 1 января 2018 года реализация лома цветных и черных металлов подлежит обложению НДС. Уплачивает налог покупатель лома, являющийся налоговым агентом.

В заключение еще раз сформулируем основные выводы.

Выбытие ОС с балансового учета, в том числе автомобиля, инициируется всегда его балансодержателем, то есть учреждением.

Не требуют согласования с собственником выбытие с балансового учета имущества по причине его несоответствия критериям активов, а также списание имущества, не отнесенного к категории особо ценного движимого имущества.

Во всех остальных случаях выбытие ОС и реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, до утверждения в установленном порядке соответствующего решения не допускаются.

Оставшиеся в распоряжении учреждения запасные части и металлолом, пригодные к дальнейшему использованию и/или реализации, принимаются к учету по текущей оценочной стоимости, которая включается во внереализационные доходы по налогу на прибыль. Операция реализации таких отходов формирует уже доходы от реализации, которые могут быть уменьшены на их первоначальную стоимость при принятии к учету.

Кравченко Е.,эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Как отразить в учете реализацию автомобиля?

После того как учреждение осуществило все установленные выше процедуры (оценку имущества, согласование с учредителем сделки по продаже автомобиля, проведение торгов), в учете оформляется выбытие автомобиля.

По общему правилу реализация легкового автомобиля оформляется актом о списании транспортного средства (ф. 0504105, утвержденная Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н). К нему в обязательном порядке прилагается копия инвентарной карточки списываемого объекта. Данный документ служит основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения операций по выбытию транспортного средства.

Дополнительно отметим, что проданный автомобиль подлежит снятию с учета в органах ГИБДД (п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»). Дата снятия автомобиля с учета проставляется в акте о списании в специально отведенном поле.

Выбытие автомобиля при его реализации отражается по балансовой стоимости бухгалтерской записью по дебету счетов 410425411, 440110172 и кредиту счета 410125410 (п. 12 Инструкции № 174н).

В соответствии с п. 12.1 Порядка № 209н доходы от реализации основного средства отражаются по статье 410 «Уменьшение стоимости основных средств» КОСГУ. Начисление дохода от реализации автомобиля отражается по дебету счета 2 205 71 56x и кредиту счета 2 401 10 172 (п. 150 Инструкции № 174н).

Возникает ли обязанность по уплате налога на прибыль?

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация автомобиля подлежит обложению НДС. Ввиду того, что реализуемое имущество ранее приобретено за счет средств учредителя (КВФО 4) и учитывалось по стоимости с учетом НДС, налоговая база при его реализации определяется как разница между ценой реализации (с учетом НДС) и остаточной стоимостью реализуемого имущества по данным бухгалтерского учета.

Если остаточная стоимость автомобиля на момент его реализации равна нулю, налоговая база будет равна цене реализации (с учетом НДС) (п. 3 ст. 154 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 07.10.2013 № 03-07-11/41428). Сумма налога в данном случае определяется по расчетной ставке 20/120 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Начисление НДС при реализации автомобиля отражается по дебету счета 240110189 и кредиту счета 230304731 (п. 131 Инструкции № 174н).

На основании пп. 1 п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 249 НК РФ выручка от реализации автомобиля (без учета НДС) признается доходом бюджетного учреждения. Начисление налога на прибыль отражается бухгалтерской записью по дебету счета 2 401 10 189 и кредиту счета 2 303 03 731 (п. 131 Инструкции № 174н).

В случае реализации автомобиля учреждение вправе уменьшить доходы от такой операции на сумму расходов на его оценку в силу пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ.

Отметим, что в соответствии с порядками № 132н,209н расходы на оплату услуг оценщика отражаются:

  • по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг» (п. 51.2.4.4 Порядка № 132н);

  • по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка № 209н).

В бухгалтерском учете сумма указанных расходов отражается записью по дебету счета 2 401 20 226 и кредиту счета 2 302 26 73x (п. 174 Инструкции № 174н).

В то же время необходимо отметить, что в соответствии со ст. 284.1 НК РФ, если организация осуществляет образовательную и (или) медицинскую деятельность, она вправе применить нулевую ставку по налогу на прибыль при соблюдении условий, перечисленных в п. 1, 3 данной статьи.

Рассмотрим порядок отражения операции по реализации автомобиля на примере.


Adblock detector