13.02.2020     Комментарии к записи Как правильно рассчитать амортизацию автомобиля отключены
 

Как правильно рассчитать амортизацию автомобиля


Как рассчитать амортизацию автомобиля: основные методы

Покупка транспортного средства — это важное событие и для отдельного человека, и для организации. Это не роскошь, а давно уже необходимость. К сожалению, со временем он устареет, потребуется новое транспортное средство.

Важная информация

Кроме этого, нельзя забывать, что его эксплуатация требует расходов. Это не только затраты на бензин, на возможный ремонт или на техобслуживание. Поскольку срок службы транспортного средства истекает, рано или поздно потребуются финансовые средства на новую покупку. Для того чтобы учитывать указанные обстоятельство, применяется учёт амортизации транспортных средств.

Дело в том, что данное понятие применяется в различных сферах жизни, в него иногда вкладывается совсем другой смысл и делается это учётом тех или иных определённых целей.

  1. Наиболее известное использование амортизации имеет место в бизнесе. Юридические лица, а также индивидуальные предприниматели имеют обязанность проводить соответствующий бухгалтерский и налоговый учёт. В данной ситуации варианты расчёта и в первом, и во втором случае определены законом. Хотя со временем такие правила могут меняться, в целом они более или менее постоянны на протяжении длительного времени.
  2. Другой важный случай, когда это понятие является важным — это использование со стороны страховых фирм. При определении суммы страховки или при расчёте величины выплат при наступлении аварии точное определение амортизации транспортного средства имеет важное значение.
  3. Ещё одна сфера связана с покупкой или продажей подержаных машин. От величины износа будет существенно зависеть цена сделки. При этом распространено использование тех способов расчёта, которые применяются страховыми компаниями. Формула здесь сильно отличается от той, которая применяется при бухгалтерском или налоговом учёте.
  4. Нередкой ситуацией является использование фирмой частных автомобилей своих сотрудников для выполнения каких-либо конкретных задач. Также распространённым является просто заключение договора аренды транспортного средства на длительный период у частных лиц. Считается, что фирма в данной ситуации должна компенсировать амортизацию использования арендованного автомобиля.
  5. Когда речь идёт просто о частном лице, владельце автомобиля, то он, конечно, не имеет обязанности считать амортизацию и сдавать куда-либо соответствующие отчёты. Однако, если он решит для себя вести такой учёт, то это поможет ему как планировать свои текущие затраты на эксплуатацию и обслуживание автомобиля, так и отложить деньги на покупку нового транспортного средства спустя годы, когда имеющийся автомобиль выработает свой ресурс.
  6. Амортизация при лизинге играет особую роль. Часто такие договора предусматривают выкуп по остаточной стоимости. Поэтому здесь есть заинтересованность в проведении ускоренной амортизации. Чем больше начислено, тем дешевле будет впоследствии выкуп.

Почти во всех перечисленных случаях речь идёт о разных вариантах расчёта амортизации. В последнем варианте и в первом могут применяться одинаковые способы.

Внимание

Что же объединяет различные способы? Автомобиль имеет ограниченный срок службы, который составляет несколько лет. После его истечения он исчерпает свой ресурс и вплотную придёт необходимость задуматься о покупке нового транспортного средства. При этом каждый месяц увеличивается износ и начисляется амортизация. Эти величины могут определяться по-разному, но, рано или поздно, эта сумма достигнет цены рассматриваемого автомобиля.

На износ техники влияют многие факторы. Хотя при упрощённом расчёте можно учитывать только первоначальную цену и предполагаемый полезный срок эксплуатации техники. Для того чтобы более точно оценить износ, необходимо ещё учитывать и различные дополнительные факторы.

  1. Насколько давно используется этот автомобиль?
  2. Величина пробега с самого начала эксплуатации.
  3. Условия, в которых происходит эксплуатация.
  4. Важно, кто был производителем автомобиля. Например, китайский и, скажем, немецкий автомобиль могут иметь различную стойкость к износу.
  5. Насколько агрессивен климат в данном географическом регионе?
  6. Степень влажности атмосферы.
  7. Эксплуатация происходит в большом городе или селе?
  8. Другие характеристики.

Как правило, указанным образом определяют в сфере страхового бизнеса. Однако и учёт данных обстоятельств неполон. Например, мастерство и опыт водителя играют важную роль для сохранности автомобиля.

Сначала рассмотрим, как это делают индивидуальные предприниматели или юридические лица, которые занимаются бизнесом. Для этого необходимо определить начальную стоимость транспортного средства.

Обычно для этого из покупной стоимости вычитают сумму налога на добавленную стоимость (НДС). Полученную сумму можно взять за основу при дальнейших расчётах. Законодательство разрешает в некоторых случаях добавить стоимость доставки, взятую также без НДС.

С какого момента начинается такой учёт? Перед тем как использовать автомобиль, нужно в обязательном порядке осуществить ввод в эксплуатацию. Первый месяц расчёта — это следующий календарный месяц после этой даты. Амортизация считается помесячно.

Совет

Существует несколько возможных методов расчёта. Важно отметить, что предприятие должно выбрать один из них и зафиксировать его в документе, который отражает политику учёта на предприятии. Если был выбран способ, то его нельзя поменять произвольно на другой, пока транспортное средство не будет полностью амортизировано. Это произойдёт после окончания срока полезной эксплуатации.

Рассмотрим различные варианты. Первым из них возьмём линейный способ. Он является наиболее простым, хотя и имеет свои недостатки. При этом он из-за своей простоты и понятности распространён довольно широко. Поясним метод на простом примере.

Важная информация

Предположим, автомобиль куплен за 500000 рублей, срок, в течение которого его будут использовать, составляет 6 лет.

Амортизационная норма = 1 / (Срок эксплуатации) = 1 / 6 = 0,1667

Внимание

За каждый год указанного срока амортизация будет равна одной и той же величине:

Годовая амортизация = (Стоимость) * (амортизационная норма)

Годовая амортизация = 500000 рублей * 0,1667 = 83350 рублей

Полученная ежегодная величина амортизации будет уплачиваться в течение пяти лет. Но заметим, что выплаты происходят ежемесячно, равными суммами.

(Ежемесячная амортизация) = (Годовая амортизация) / 12 месяцев

Совет

(Ежемесячная амортизация) = 83350 рублей / 12 месяцев = 6946 рублей

Но это не единственный возможный способ расчёта. Рассмотрим способ уменьшаемого остатка. Расчёт здесь будет почти полностью аналогичным, но есть одно отличие. Годовая амортизация будет рассчитываться не исходя из начальной стоимости, а с использованием остаточной.

Важная информация

При вычислениях за каждый год будет использоваться разница между ценой и рассчитанной на начало года амортизацией. Затем это число будет поровну разделено на 12 месяцев.

Внимание

15 = 1 2 3 4 5

За первый год величину линейной амортизации нужно умножить на 5 / 15, на второй год — на 4 / 15 и так далее.

Существует также метод ускоренной амортизации. Для этого к рассчитанной сумме применяют коэффициент, величина которого не может быть больше трёх. Такой способ используется в тех случаях, когда выгодно, чтобы амортизация была насчитана как можно быстрее, например, для автомобиля, взятого в лизинг.

Как правильно рассчитать амортизацию автомобиля

Обычно способ вычисления этого показателя можно выбрать на предприятии самостоятельно. Однако, в некоторых случаях существует определённая практика использования конкретных методов. Если для легковых автомобилей применяют один из перечисленных, то для грузовых ситуация другая.

Есть такой способ, как расчёт на основе того, сколько километров прошёл автомобиль. При покупке в документации или в специальных справочниках указывается предполагаемый километраж пробега за весь срок эксплуатации. На его основе определяется годовая амортизация. Поясним на примере.

Совет

Предположим, грузовой автомобиль приобретён за 200000 рублей. Предполагаемый пробег составляет 500000 километров. Срок эксплуатации — 5 лет. За первый год грузовой автомобиль прошёл 10000 километров.  Амортизация за первый год считается по формуле:

200000 рублей * (10000 км / 500000 км) = 4000 рублей

Важная информация

Она будет начисляться до тех пор, пока пробег автомобиля не достигнет 500000 км.

Здесь требуется гораздо более точный способ оценки износа транспортного средства. От этого зависят условия страхового договора и размер выплат в случае аварии. Используется другая формула. Она не является стандартной. Это один из возможных вариантов.

Внимание

Износ = (Ипр * Пр Ивр * Вр) * Экол * Окр * Трег

  • Износ — Величина износа;
  • Ипр — Износ на километр пробега;
  • Пр — Весь пробег;
  • Ивр — Износ за год эксплуатации;
  • Вр — Время эксплуатации;
  • Экол — Коэффициент для учёта экологической обстановки;
  • Окр — Параметр для учёта окружающей среды;
  • Трег — Характеристика региона, где происходит эксплуатация транспортного средства.

Субъекты бизнеса при осуществлении своей деятельности используют имущество компании, которое имеет значительную стоимость и должно использоваться на протяжении длительного периода времени. Поэтому отличаясь от сырья и материалов, основные фонды не могут сразу перенести свою стоимость на конечный продукт. Для таких целей применяется амортизация основных средств в 2018 году.

Средства труда, какие содержат в себе основные фонды, по мере их применения изнашиваются, и теряют свою стоимость. Так как деятельность предприятия предполагается осуществляться довольно длительное время, необходимо обеспечить возобновляемость таких объектов как основные средства. С этой целью в организации проводится определение амортизации.

Как правильно рассчитать амортизацию автомобиля

Амортизация основных средств это поэтапное включение стоимости объекта, находящегося в этой категории имущества, на изготовляемый продукт, оказываемые услуги, производимые работы. С применением данного метода цена ОС переносится частями в конечный продукт.

Когда следует начинать

Дебет счета 01 «Основные средства» – Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

В налоговом учете амортизационные расходы на автомобиль начинают признаваться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Обращаем внимание, что факт регистрации автомобиля в органах ГИБДД для начисления амортизации значения не имеет (Письмо Минфина от 13.06.2012 № 03-03-06/1/303).

Если исходить из бухгалтерского учёта, то по действующим правилам амортизацию ТС следует начислять с первого числа месяца, следующего за месяцем взятия амортизируемого автомобиля на бухучёт.

Если же говорить про налоговый учёт, то здесь ситуация несколько иная. Вычисленная норма амортизации для автомобиля начинает начисляться также с первого числа месяца, но после того месяца, когда транспортное средство было уже введено в эксплуатацию.

Для расчётов может применяться как стандартная, так и ускоренная амортизация для авто, вне зависимости от того, к какой группе относится автомобиль. Это важная процедура, от которой во многом зависит прозрачность бухгалтерского и налогового учёта компании.

Важно добавить, что факт проведения процедуры регистрации транспортного средства в отделении ГИБДД при начислении амортизации роли не играет.

Требуется вовремя приступить к амортизации согласно действующим нормам и законам. В противном случае могут возникнуть проблемы при дальнейших проверках.

Деловые знания: как считается амортизацию машины

Как рассчитать амортизацию машины? Ориентироваться в этом вопросе должен любой, кто связан с эксплуатацией автомобильного парка. Расчёт амортизации транспортного средства это стандартная бухгалтерская процедура, направленная на учёт и правильный контроль вложенных в основные средства денег.

Внимание

Как рассчитать амортизацию машины – прерогатива специальных знаний бухгалтера. Автомобильный транспорт это финансовые затраты, без которых никак не обойтись на современном производстве. Любая деловая структура использует автомобиль не для личного использования, а в целях получения прибыли предприятием, организацией, любым другим социальным или государственным учреждением.

Какие же расходы несёт автотранспорт в общей массе затрат? Как правильно учитывать их при естественном износе и старении транспорта? Как учитывать другие сопутствующие показатели, которые относятся к транспортному обслуживанию? Профессиональную ориентацию в этих вопросах должен иметь каждый, кто причастен к управленческой работе. Специальные же знания по данному вопросу, находятся в плоскости бухгалтерского учёта.

  • Естественный и повышенный износ;
  • Необходимость ремонта;
  • Организация планового и специального технического обслуживания.

Правильный учёт затрат в общем бухгалтерском сопровождении позволяет распределять денежные средства и относить стоимость транспортных издержек на стоимость продукции и услуг. Это и есть основной темой амортизации основных средств и способов ее начисления.

  • Амортизационные начисления необходимы при лизинге автомобиля;
  • При работе автотранспорта по найму;
  • При использовании автомобиля в качестве такси;
  • Использование транспортных средств как специальный автомобиль, автомобиль, который используется в условиях повышенного влияния климатических условий, атмосферных и химических осадков.

Принципы амортизационных начислений используются в налоговом учёте бухгалтерских операций предприятия. Произведя расчёт, осуществляется погашение (списание) крупных сумм затрат поэтапно, небольшими расчётными амортизационными порциями, чтобы не относить их на затраты, резко увеличивая цену продукции.

В бухгалтерском учёте есть много различных методологических принципов начисления амортизационных отчислений. Какой порядок подходов к принципам амортизации основных средств? Для этого существуют утверждённые инструкции, на основании которых применяются правила начисления амортизации.

Бухгалтеры в своей работе, когда касается вопроса начисления амортизации, руководствуются нормами и правилами пп.17-25 ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н. Руководство содержит ряд бухгалтерских инструментов, правил, касающихся начисления амортизации, порядка их исполнения.

  • Линейный метод;
  • Нелинейный метод, метод уменьшаемого остатка;
  • Производительный метод, когда амортизация начисляется с помощью показателей объёма выпуска продукции за определённый период времени.

Для расчёта амортизации предприятие должно предпринять следующие шаги:

  1. Вычислить предполагаемый срок службы транспортного средства.
  2. Выбрать для себя приемлемый метод начисления амортизационных начислений.
  3. В своём бухгалтерском учёте необходимо зафиксировать (отразить) применение данного метода.
  • Когда амортизационная стоимость стоимость умножается на месячную норму амортизационных отчислений;
  • Когда амортизационная стоимость делится на срок производственного использования технического средства (год, месяц).

Следует отметить, что независимо от выбранного нами расчёта начислений (способа начисления амортизации), сумма амортизационных отчислений не меняется. Учётные инструкции требуют, чтобы при применении линейного метода начисления, суммы начислений были бы одинаковыми на протяжении всего периода таких отчислений. А изменяться они могут только в случае изменения условий эксплуатации автотранспортных средств.

Особенности нелинейного метода начисления амортизации заключаются в том, что транспортные средства, как правило, усиленно эксплуатируются, когда они новые. Именно в начале своего полноценного технического состояния они максимально готовы нести производственную нагрузку. Новый автомобиль интенсивно отрабатывает свой технический ресурс.

В некоторых случаях, важных для определённых типов предприятий или учреждений, имеет значение моральное старение модели технического средства. С целью обеспечения условий создания финансового задела для обновления технических средств, применяется расчётный коэффициент. Он различный в разные периоды времени использования транспорта. В начальные периоды эксплуатации сумма амортизационных отчислений выше, чем в периоды конца срока амортизации.

  • Когда есть расчётные данные всего срока службы транспортного средства, на протяжении всей производственной деятельности;
  • Когда есть ограничение на его дальнейшее применение.

Для определённого вида автотранспорта, который эксплуатируется в усиленном режиме, в жёстких производственных условиях, в лизинговом режиме эксплуатации, применим метод ускоренного способа начисления амортизации. В этом случае часто применяется метод нелинейного начисления амортизации, что оправдывается производственными требованиями.

Как рассчитывается срок полезного использования легкового автомобиля? Как росчитать норму амортизации?

Срок полезного использования (СПИ) автомобиля – это период времени, в течение которого автомобиль, как предполагается, будет приносить экономические выгоды организации (п. 4 ПБУ 6/01). Исходя из СПИ определяется сумма ежемесячных амортизационных отчислений.

В налоговом учете СПИ устанавливается Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства от 01.01.2002 № 1, п. 1 ст. 258 НК РФ).

К каким амортизационным группам относятся автомобили, мы рассказывали в нашей консультации.

Так, например, легковые автомобили с рабочим объемом двигателя не более 3,5л относятся к III-ей амортизационной группе. Следовательно, при расчете амортизации легкового автомобиля срок полезного использования может быть выбран организацией в диапазоне, начиная с 37 месяцев и до 60 месяцев включительно.

В бухгалтерском учете СПИ устанавливается организацией самостоятельно с учетом ожидаемого срока использования автомобиля, физического износа и иных факторов (п. 20 ПБУ 6/01). При этом бухгалтерский СПИ может быть установлен аналогично сроку в налоговом учете.

Амортизация автомобильных транспортных средств используется в бухгалтерском учете, в налогообложении, а также для определения максимально возможного срока эксплуатации автомобиля и расчета стоимости технического обслуживания и ремонта транспортных средств.

Внимание

С 1 января 2017 года вступили изменения в классификацию этих технически сложных товаров, принятые постановлением правительства РФ от 07.07.2016 года. О том, как определить срок полезного использования легкового или грузового автомобиля, поговорим далее.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

По российской классификации, которая используется в постановлениях правительства РФ, все легковые автомобили подразделяются на пять классов.

  • 1-й класс — автомобили особо малого класса (объем двигателя до 1,2 литра);
  • 2-й класс — автомобили малого класса (объем двигателя 1,2-1,8 литра);
  • 3-й класс — средний класс автомобилей (объем двигателя 1,8-3,5 литров);
  • 4-й класс — легковые автотранспортные средства большого класса (объем двигателя более 3,5 литров);
  • 5-й класс — высший класс автомобиля, используемый в представительских целях, объем двигателя для этого класса автомобилей не имеет значения.

По установленному классификатору основных средств, подавляющее число автомобилей в зависимости от их класса относятся к двум амортизационным группам, которыми устанавливается срок их полезного использования.

  1. В третью амортизационную группу отнесены автомобили особо малого, малого и среднего класса (1-й, 2-й, 3-й класс). Период полезного использования данных автомашин составляет 3-5 лет.
  2. В пятую амортизационную группу входят легковые автотранспортные средства большого и высшего класса. Период полезного использования — 7-10 лет.

Автомобили малого класса, используемые в качестве транспортных средств для передвижения инвалидов, являются исключением из выше приведенной классификации.

Такие машины относятся к 4-му амортизационному классу, срок их полезного использования составляет 5-7 лет.

Высший класс

К автомобилям высшего класса относятся транспортные средства представительского класса (класса люкс).

  • цена автомашины;
  • форма кузова;
  • быстроходность, наличие бронирования и комфортабельность.

Как правильно рассчитать амортизацию автомобиля

Некоторые автомобили, подходящие по физическим показателям к категории высшего класса автомобилей, но не относящиеся к премиальным маркам, относятся к третьему или четвертому классу легковых транспортных средств.

Для отнесения их к категории высшего класса требуется специальное заключение эксперта.

В отличие от европейской классификации, где для определения класса большую роль имеет размер автомобиля, в отечественной классификации главное значение имеет объем двигателя автомобиля и его сухая масса.

В соответствии с этой классификацией, в полном названии автомобиля указывается номер, в котором отображен класс модели.

Например, в названии автомобиля ВАЗ 2114 цифра 2 отображает класс этой модели (малый или второй класс), так как этот автомобиль имеет объем двигателя в пределах 1,2-1,8 и вес от 900 до 1000 килограммов.

Пример определения

В качестве примера определения периода полезного использования автотранспортного средства можно взять любой б/у автомобиль и рассчитать срок полезного использования.

При приобретении подержанного автомобиля Ford Mondeo, объем двигателя которого составляет 2 литра, важное значение имеет возраст автомобиля и срок его ввода в эксплуатацию.

Совет

Предположим, что автомашина находилась в эксплуатации 2 года.

Так как эта модель автомобиля входит в третью группу амортизации, то для нового автомобиля срок полезного использования определен в промежутке 3-5 лет.

PLANETCALC, Расчет сумм амортизации для целей налогообложения

Вычтя возраст автомашины из установленных сроков амортизации для автомобиля такого класса, получим период оставшегося полезного использования данного транспортного средства — от 1 года до 3 лет.

Грузовые автомобили, так же как и легковые, в зависимости от их технических характеристик и типа назначения относятся к различным амортизационным группам, согласно которым определяется время их полезного использования.

  • грузовые автомобили, оснащенные бензиновыми и дизельными двигателями, грузоподъемностью до 3,5 тонн входят в третью амортизационную группу;
  • в четвертую амортизационную группу входят грузовые автомобили общего назначения (самосвалы, тягачи, автомобили-фургоны, бортовые автомобили);
  • в пятую амортизационную группу входят автомобили с дизельными и бензиновыми двигателями грузоподъемностью от 3,5 до 12 тонн, автомобили грузоподъемностью свыше 12 тонн, а также седельные тягачи и специализированные автомобили (автогидроподъемники, мусоровозы).

Состав амортизационных групп также был несколько изменен новым постановлением правительства.

По принятой Классификации основных средств, период полезного использования грузовых автомобилей определяется их принадлежностью к определенной амортизационной группе.

  1. Для третьей амортизационной группы период полезного использования ограничен сроком в 3-5 лет.
  2. Для четвертой амортизационной группы размер периода полезного использования ограничен сроком в 5-7 лет с момента ввода автомобиля в эксплуатацию.
  3. У грузовых автомобилей, относящихся к пятой группе, период полезного использования ограничен сроком в 7-10 лет.

Знание классов легковых и грузовых автомобилей, а также новых правил учета сроков полезного использования транспортных средств, пригодятся не только в бухгалтерском деле, но и частным автовладельцам.

Например, при определении размера налогообложения, страховых выплат и определения амортизации частного автомобиля, используемого в работе организаций.

Существует такое понятие как срок полезного использования (СПИ). Это период, в течение которого принятое на баланс предприятия автотранспортное средство будет приносить доход.

При определении сроков амортизации автомобиля следует понимать, что ресурс у маленьких авто меньше, в сравнении с крупной техникой. Это объясняет, почему разделяют группу легкового и тяжеловесного авто при расчёте амортизации. Чтобы амортизация автомобиля была рассчитана верно, и срок соответствовал всем правилам, требуется учитывать некоторые факторы. А именно:

  1. Длительность эксплуатационного периода или срок службы легкового либо иного автомобиля, в течение которого будет использоваться ТС согласно его заводским техническим характеристикам.
  2. Степень износа автотранспорта, которая прогнозируется на основании предполагаемого режима эксплуатации (автобусы, грузовые машины и пр.).

Делая расчёт амортизации для автомобиля, следует принимать во внимание следующие факторы:

  • ТС из третьей группы имеют СПИ в диапазоне от 3 до 5 лет;
  • для четвёртой группы актуальными являются значения от 5 до 7 лет;
  • в случае с пятой группой СПИ не может составлять меньше 7 и больше 10 лет с дня постановки на баланс.

Не стоит забывать о понятии нормы амортизации. Она является противоположной относительно СПИ значением. Как вам уже известно, у каждого автотранспортного средства, принимаемого на баланс предприятия, имеется определённый лимит или ресурс, который постепенно исчерпывается.

В зависимости от того, к какой группе амортизации относится ТС, у каждого авто есть своя норма амортизации.

Термин выражается в виде числа, для определения которого учитывают готовую амортизационную сумму и изначальную стоимость транспортного средства. Проще всего это разобрать на примере.

Компания приобрела автомобиль стоимостью 1 миллион рублей для служебных нужд. Согласно нормам, размер годовой амортизации составит 200 тысяч. Если разделить эти 200 тысяч рублей на 1 миллион, получится 0,2, то есть 20%.

В зависимости от автотранспортных средств, норма амортизации не может превышать значение 50%. А минимальный показатель нормы амортизации составляет 3%.

Вопрос теперь только в том, как правильно сделать расчёты, используя исходные данные.

Как рассчитать амортизацию автомобиля: основные методы

При оценке стоимости автомобиля возникает вопрос, как рассчитать амортизацию автомобиля? Формула расчета амортизации автомобиля и онлайн калькулятор помогает точнее рассчитать амортизацию машины.

Амортизационные затраты на автомобиль

Со временем каждый автомобиль дешевеет, снижение цены происходит по причине физического и морального износа. Физический износ – мера устаревания деталей, узлов, кузова. На него влияет интенсивность использования, загрязнение окружающей среды, климат.

Совет

Если вы используете автомобиль по назначению, то происходит продуктивный износ. Если машина стоит в гараже, то физический износ происходит все равно, но он называется непродуктивным.

Моральный износ происходит по причине устаревания технологий, выхода новых моделей автомобиля с улучшенными качествами. Денежное выражение физического и морального износа называется амортизация.

Важная информация

В бухгалтерском учете расчет амортизации нужен для списания стоимости автомобиля и затрат на обслуживание по частям. Если списать единой суммой по окончанию использования машины, на балансе получится убыток.

Чтобы равномерно учитывать прибыль от работы машины и убыток от износа и эксплуатационных расходов, амортизация начисляется с периодичностью раз в месяц или в год. Это уменьшает налогооблагаемую базу.

Внимание

Расчет амортизации автомобиля полезен и владельцу транспортного средства. Например, если работа связана с вождением, и фирма компенсирует часть затрат и износ.

Расчет понадобится для продажи и покупки машины, понимания действий оценщиков в автоломбардах, страховых компаниях, банках. Это позволит вам понять, как происходит процесс, оценить порядок сумм выплат.

В бухгалтерии есть несколько способов, выбор зависит от класса автомобиля, целей его использования, условий договора. Самый простой и часто используемый — линейный. В нем используются такие формулы:

  1. Амортизационные начисления = Стоимость без НДС* Норма амортизации/100 (А=С*На/100)
  2. Норма амортизации=1/период полезного применения*100 (На=1/ппп). Период полезного использования зависит от класса автомобиля, он указан в нормативных таблицах. Для легкового автомобиля с двигателем объема меньше 3,5 л этот срок составляет 3-5 лет.
  3. Коэффициент износа = Амортизационные начисления/Стоимость автомобиля без НДС (Ки=А/С)

Для примера возьмем автомобиль с первоначальной стоимостью 600 000 рублей. Период полезного использования – 5 лет.

  1. Норма амортизации: (На=1/ппп)=1/6*100=0,2*100=20
  2. Амортизационные отчисления за год: А=С*На/100=600 000*20/100=120 000
  3. Коэффициент износа: Ки=А/С=120 000/600 000=0,2

Эту формулу применяют не только для бухгалтерских расчетов. Предположим, вы таксист, купили автомобиль из примера выше и хотите посчитать, сколько надо зарабатывать в месяц, чтобы автомобиль без учета затрат на его обслуживание окупился через пять лет.

Возьмем получившееся значение амортизационных отчислений и разделим на количество рабочих месяцев. Пусть их будет 11, а 1 – отпуск. 120 000/11=10909 рублей в месяц.

Физический износ автомобиля = (И1xПф И2xДф)xА2xА3xА4

  • И1 – износ по пробегу (в % на 1000 км пробега);
  • Пф – пробег фактический в тыс. км с округлением до 0,1;
  • И2 – старение в зависимости от интенсивности эксплуатации;
  • Дф – фактический срок службы в годах, округление до 0,1;
  • А2 – износ от природно-климатических условий;
  • А3 – износ от экологической обстановки;
  • А4 – износ по количеству жителей в регионе.

Актуальные показатели коэффициентов указаны в нормативных таблицах. Если не хочется считать вручную, воспользуйтесь специальными онлайн-сервисами, они точно и быстро посчитают по этой формуле.

В них используются данные о вашем автомобиле, климате, в котором вы проживаете, интенсивности использования машины, количестве жителей в регионе.

Предположим, мы покупаем легковой автомобиль 2012 года выпуска, с объемом двигателя 1,4 л, габаритами от 3,6 до 3,9 м, пробегом 75 364 км в Барнауле. Новые автомобили данной марки стоят 600 000 р., продавец выставил цену 450 000 р.

Совет

Экологическая агрессивность – высокая (85 кг выбросов в атмосферу на жителя). Количество жителей в регионе – 700 тыс.

Вычислим среднегодовой пробег. 75 364/5=15072,8 км/год. Этому значению соответствует коэффициент И2=0,89

Важная информация

И1=0,4, Пф=75,4, И2=0,89, Дф=5, А2=1,12 , А3=1,07 , А4=1,050

Внимание

(И1хПф И2xДф)хА2xА3xА4=(0,4х75,4 0,89х5)х1,12х1,07х1,050=43,55 %

600 000х43,6/100=261 600

Стоимость автомобиля на 2017 год составит 600 000-261 600=338 400.

Посчитаем стоимость с учетом морального износа в онлайн-сервисе оценщик. Получилось, что рыночная стоимость оцениваемого автомобиля 338 400х(1 — 0,2)=270 720 руб.

Теперь вы знаете, как рассчитать амортизацию автомобиля и при торге можете оперировать полученными данными.

Помимо потери в цене от износа, автомобиль требует затрат на обслуживание. Чтобы посчитать амортизацию на 1 км пробега, нам потребуются следующие данные:

  1. Эксплуатационный расход топлива на 100 км и цена 1л топлива.
  2. Показания пробега за год.
  3. Стоимость страховки за год.
  4. Стоимость техобслуживания за год.
  5. Амортизация (потеря стоимости) за год.
  6. Величина дорожного налога за год.

Цена топлива на 1км рассчитывается по формуле: расход/100*цена 1л. Разделите цены из пунктов 3,4,5,6 на количество км из пункта 2. Сложите получившиеся значения, у вас получится стоимость 1 км пробега вашего автомобиля.

Если организация приобрела автомобиль для длительного использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг и не планирует его последующую перепродажу, его необходимо амортизировать в бухгалтерском учете (п.п. 4, 17 ПБУ 6/01). А если его первоначальная стоимость в налоговом учете еще и превышает 100 000 рублей, объект будет амортизироваться также в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль (п. 1 ст. 256 НК РФ). О порядке амортизации автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете расскажем в нашей консультации.


Adblock detector