13.02.2020     Комментарии к записи Устройство и типы автомобильных шин отключены
 

Устройство и типы автомобильных шин


Требования к колесам

Для обеспечения максимальной эффективности работы специально настроенных систем подвески в современных автомобилях необходим хороший контакт между автомобилем и дорожной поверхностью. Шины автомобиля выполняют эту функцию, причем первоочередную роль здесь играет обеспечение безопасности и комфорта.

Колесо должно:

  • Поддерживать автомобиль и демпфировать толчки при движении,
  • Передавать движущие силы, силы ускорения, силы торможения и поперечные силы,
  • Отводить тепло, выделяющееся в шинах,
  • В случае бескамерных шин — обеспечивать герметичность посадки обода.

Шина должна:

  • Поддерживать массу автомобиля,
  • Обеспечивать хорошее сцепление с дорогой.
  • Передавать движущие силы, силы ускорения, силы торможения и реактивные силы при повороте,
  • Улучшать ходовые характеристики и повышать комфорт за счет демпфирования толчков при движении,
  • Быть достаточно прочной, поддерживать надлежащее давление воздуха и противостоять возможным повреждениям,
  • Иметь высокую износостойкость.

Маркировка автомобильных шин

Маркировка шин

Пример: 185/65 R15 87Т – размер шины и ее техническая характеристика:

  • 185 – ширина профиля шины в мм.;
  • 65 – отношение высоты профиля к ее ширине, выраженное в процентах;
  • R – радиальная конструкция шины;
  • 15 – посадочный диаметр обода в дюймах;
  • 87 – индекс грузоподъемности. Ряд зарубежных фирм указывают максимальную нагрузку (MAX LOAD) в кг и английских фунтах;
  • Т – индекс максимальной скорости, на которую рассчитана шина;
  • надпись “Radial” – указывает на радиальную конструкцию шины;
  • “Tubeless” – маркировка бескамерной шины. Камерная шина обозначается “TUBE TYPE”;
  • “M S” (Mud Snow -грязь снег) – тип рисунка протектора. Маркировка обозначает, что шина предназначена для эксплуатации в зимний период года и по грязи;
  • цифры 379 – дата выпуска шины: изготовлена на 37-й неделе 2009 года;
  • знак Е одним цифровым индексом (на других шинах может быть двухцифровой индекс) указывает, что шина проверена на соответствие европейскому стандарту безопасности. Индекс в кружке – условный номер страны, где назначенная правительством комиссия провела проверку. Например, Е – проверено в Швеции. Пятизначный (может быть и шестизначный) индекс, нанесенный рядом с кружком, означает номер сертификата, свидетельствующий о положительных результатах проверки, и выданного страной, осуществлявшей проверку.
Индекс
грузоподъемности,
кг/колесо
Индекс
максимальной
скорости, км/ч
60 – 250
62 – 265
64 – 280
66 – 300
68 – 315
70 – 335
72 – 355
74 – 375
76 – 400
78 – 425
80 – 450
82 – 475
84 – 500
86 – 530
88 – 560
90 – 600
F – 80
G – 90
J – 100
K – 110
L – 120
M – 130
N – 140
P – 150
Q – 160
R – 170
S – 180
T – 190
H – 210
V – 240
VR – 210-240
ZR – от 240
Маркировка шин в ЕС

С октября 2012 года в странах Евросоюза введена дополнительная маркировка шин по трем параметрам, отражающим уровень их экологичности, безопасности и комфорта: сопротивление качению, сцепление на мокрой поверхности и шумности. Чем ниже сопротивление качению, тем ниже расход топлива и выбросы СО2. Этот параметр (пиктограмма в виде бензоколонки) обозначается буквой от A до G (A – наименьшее сопротивление, G – наибольшее).

Безопасность шины отражает уровень сцепления на мокрой поверхности (пиктограмма в виде дождевой тучи). Обозначается аналогично, буквами от A до G (A – наилучшее сцепление, G – наименьшее). Уровень шумности обозначается пиктограммой в виде шины, издающей звуковые волны. Одна волна соответствует самой “тихой” шине, три волны – самой шумной.

Помимо типоразмера на боковине покрышки обязательно указываются товарный знак, наименование фирмы-производителя и название модели шины.

Кроме перечисленных на шину могут быть нанесены другие обозначения:

  • TUBE TYPE — камерная конструкция шины
  • TUBELESS — бескамерная конструкция шины
  • Е — знак официального утверждения типа с номером страны, выдавшей такое утверждение в соответствии с требованиями Правил ЕЭК ООН № 30 и № 54
  • DOT — соответствие шины стандартам США
  • MAX LOAD — максимальная нагрузка, кг (фунты)
  • MAX PRESSURE — максимальное внутреннее давление в шине, кПа
  • ROTATION {amp}gt; — направление вращения (иногда указывается в виде стрелки)
  • LEFT — шина устанавливается на левую сторону автомобиля
  • RIGHT — шина устанавливается на правую сторону автомобиля
  • OUTSIDE (Side Facing Out) — внешняя сторона установки
  • INSIDE (Side Facing Inwards) — внутренняя сторона установки
  • TWI — указатель расположения индикатора износа протектора
  • REGROOVABLE — шина допускает углубление рисунка протектора нарезкой
  • M S, M*S, WINTER — обозначение шины с зимним типом рисунка протектора
  • ALL SEASONS — обозначение шины со всесезонным типом рисунка протектора
  • TEMPERATURE — температурный режим, характеризующий способность шины противостоять температурным воздействиям. Подразделяется на три категории: А, В и С

На восстановленных покрышках и бескамерных шинах должна быть сохранена или восстановлена первоначальная маркировка.

На боковине должны быть дополнительно обозначены:

  • наименование или товарный знак предприятия, проводившего восстановление
  • класс восстановления
  • дата восстановления (месяц и год)
  • штамп ОТК
  • заводской номер шины
  • балансировочная метка (для шин, проходивших балансировку)

Маркировка автомобильных шин

Внешняя поверхность шины, находящаяся в контакте с дорожным покрытием, имеет рисунок в форме канавок, которые помогают обеспечить хорошее сцепление с мокрым дорожным покрытием, называется протектором. Именно эта поверхность передает усилия водителя, прикладываемые к рулевому колесу и педали тормоза, на дорогу и обеспечивает тяговое усилие.

Боковина шины обладает гибкостью, но при этом требуется, чтобы она выдерживала определенные ударные воздействия. Шина имеет многослойную конструкцию — до 8 слоев, от которых зависят прочность, управляемость, ходовые качества и способность выдерживать тепловые воздействия.

Кольца бортов покрышки, это прочные замкнутые кольца, изготовленные из стальной проволоки и впаянные в борт покрышки для создания герметичного уплотнения с ободом колеса. Слои корда обеспечивают более устойчивое поведение автомобиля на дороге и более эффективное рассеивание теплоты.

шина=.jpg

На рисунке показаны силы, передаваемые шинами к дорожному полотну. Эти силы воздействуют на автомобиль в большей или меньшей степени, которая зависит и от характера дороги, и от мастерства водителя.

Центр тяжести автомобиля, это непостоянный фактор, зависящий от нагрузки на автомобиль и от сложности рельефа местности (угла наклона).

Обозначение колесных шин

Маркировка автомобильных шин на боковине содержит информацию о характеристиках шины, помогает правильно подобрать и эксплуатировать шину.

Например, маркировка 185/65 R 15 85 H расшифровывается так: 185 = ширина протектора 185 мм. 65 = высота боковины, измеренная в процентах от ширины протектора (в примере — 120 мм). R = шина радиального типа. 15 = диаметр обода 15 дюймов. 85 = максимальная грузоподъемность (в примере — 515 кг). H = максимальный класс скорости (в примере — 210 км/ч).

Глубина протектора шин

Протектор шины, контактируя с дорожным покрытием, должен выдерживать очень большую нагрузку и гарантировать надежное сцепление с любыми поверхностями, иметь высокую износоустойчивость к абразивным воздействиям и не перегреваться при нормальном режиме работы.

При направленном рисунке протектора достигается лучшее сцепление с влажной поверхностью, курсовая устойчивость и управляемость автомобиля.

Разный рисунок протектора на внутренней и на внешней стороне имеют шины с асимметричным протектором, они имеют более высокие динамические характеристики по сравнению с обычными шинами или шинами с протектором, которые имеют направленный рисунок.

Как правило, конструкция внутренней стороны шины ориентирована на обеспечение наилучшего сцепления с влажной поверхностью, а внешней стороны — на эффективное преодоление поворотов.

Шины этого типа можно устанавливать с любой стороны, они не являются направленными. Важную роль играет правильность посадки шины на колесо и правильная ориентация рисунка протектора.

Глубина протектора, в первую очередь, обеспечивает каналы для прохождения воды. На рисунке показана шина в разрезе и глубина протектора.

Когда вследствие износа шины, глубина протектора уменьшается до такой степени, при которой не обеспечивается удовлетворительное вытеснение воды и снега, шина теряет сцепление из-за недостаточного контакта с дорогой.

Возникает так называемый эффект аквапланирования, который очень опасен. Для точного измерения глубины износа протектора следует использовать глубиномер и произвести замеры в нескольких точках по окружности.

Между выступающими частями протектора находятся индикаторы износа шины. Эти индикаторы указывают на достижение минимальной глубины протектора. Визуальный осмотр показывает, что протектор шины изношен до уровня, на котором располагается индикатор износа.

Накачивание шин

Правильное накачивание шин играет очень важную роль, избыточное или недостаточное давление воздуха в шинах влияет на эффективность рулевого управления, торможения и на тяговое усилие, кроме этого, существенно возрастает износ шин. Правильно накачанная шина обеспечивает оптимальный контакт с дорожной поверхностью.

Если шины недостаточно накачаны, снижается эффективность управления, возникает тенденция к уводу в сторону и появляется повышенный износ кромок шин. Если шины перекачаны, рулевое управление становится легче, и наблюдается быстрый износ центральной части протектора.

Колеса с литыми дисками

Устройство и типы автомобильных шин

Имеется существенное различие между колесами с легкосплавными (алюминиевыми) дисками и колесами со стальными дисками. Колеса с литыми дисками характеризуются высокой прочностью и точно обработанным седлом обода.

Благодаря небольшой массе, колеса с легкосплавными дисками подходят для спортивных автомобилей. Диски колес могут быть литыми или коваными. Колеса с литыми дисками, вследствие их высокой прочности, применяют на грузовиках большой грузоподъемности и на автобусах.

Колеса с литыми дисками для коммерческих автомобилей имеют плоский обод или обод с наклонной полкой. Для обеспечения возможности установки шин эти колеса снабжены составным ободом.

Колеса со штампованными стальными дисками

Колеса со штампованными стальными дисками используют на легковых автомобилях и на коммерческих автомобилях малой грузоподъемности. Секции обода колеса приварены одна к другой. Предусмотренные отверстия снижают его массу и обеспечивают более эффективное охлаждение тормозов.

Эти колеса имеют простую конструкцию и невысокую себестоимость, в них обеспечена герметичность посадочной полки обода. Как правило, эти колеса имеют обод с углубленной центральной частью, что облегчает установку шин.

Статический коэффициент трения

Когда сила, например, движущая сила, передается в контактной зоне катящегося колеса, между шиной и поверхностью дороги возникает относительное движение или проскальзывание. Наличие проскальзывания означает, что расстояние, преодолеваемое автомобилем, меньше расстояния, соответствующего окружности качения шины.

Скольжение выражается в процентах. Это разница между расстоянием, которое прошло бы катящееся колесо без передачи усилия, и фактическим пройденным расстоянием с передачей усилия. При торможении с заблокированными колесами скольжение составляет 100%. Скольжение изменяется под влиянием следующих факторов:

  • Движущая сила или сила торможения
  • Боковая реактивная сила при повороте
  • Статический коэффициент трения шины и дорожного покрытия.

Статический коэффициент трения зависит от характера дорожного покрытия (бетон, асфальт или булыжная мостовая), от состояния дороги (сухая или влажная) и от характеристик шины.

Балансировка колес

Правильно отбалансированное колесо и шина нормально работают и не оказывают негативного влияния на работу рулевого управления, подвески и тормозов. Неотбалансированное колесо или шина вызывают вибрацию колеса при его вращении. По мере увеличения скорости вибрация возрастает и может превратиться в колебание колеса в вертикальной плоскости.

Силы, которые заставляют вращающееся колесо перемещаться вверх и вниз, — это силы статического дисбаланса. Силы, которые заставляют вращающееся колесо перемещаться из стороны в сторону, это силы динамического дисбаланса.

Неприемлемо большие силы дисбаланса могут вызывать преждевременный износ шин, элементов рулевого управления и подвески. Балансировку колес и шин проверяют на специальных стендах, для устранения дисбаланса на обод колеса устанавливают балансировочные грузики.

Повышенный износ шин

Износ шин зависит от целого ряда факторов, однако есть два типичных фактора, связанных с системой рулевого управления. Неправильно отрегулированное схождение или расхождение приводит к быстрому и интенсивному износу протектора, одинаковому на двух передних шинах. Износ этого типа называют “пилообразным”.

Если острые края секций проектора обращены внутрь, к центру автомобиля, это указывает на повышенное схождение колес. Если острые кромки обращены наружу, это указывает на повышенное отрицательное схождение (расхождение).

Если неправильно отрегулирован развал колес, возникает показанный угловой износ протектора. Например, при наличии повышенного отрицательного развала колес шина изнашивается на внутренней стороне.

Если развал колес на двух сторонах автомобиля неодинаков, возникает боковой увод к той стороне, на которой положительный развал больше. В большинстве переднеприводных автомобилей развал колес не регулируется, и неисправные (изношенные или поврежденные) элементы следует заменять.

Своевременное обслуживание ходовой части автомобиля и контроль минимально допустимой глубины протектора обеспечивают безопасное дорожное движение. Не забывайте про важность периодической проверки колес, и удачи Вам на дорогах.

С уважением, Олег!


Adblock detector